«Одной из причин этого разрыва между системной и несистемной политикой, который мы наблюдаем, и того разрастания внесистемной части политического спектра состоит в том, что внутри официальной публичной системной политики не хватало возможности для участия, не хватало механизмов для представительства, в том числе новых политических сил. В этом смысле доступ новых политических игроков в систему может быть довольно важным. То же самое касается необходимости усиления элемента индивидуальной ответственности в политической системе. Нам не будет хватать тогда внятных политических лидеров, если на уровне институтов не будет поощряться персональная ответственность, если партии не будут стимулироваться к тому, чтобы опираться на сильных и популярных людей в регионах. В данном случае, и мажоритарные округа, и прямые выборы губернаторов - шаг в эту сторону», - полагает политолог.
«Думаю, что это шаги, автоматически не снизят, не устранят накал протестной активности, но они способны вовлечь в системную политику достаточно существенную часть оппозиционных средств. Эффект от этих решений будет сказываться постепенно на качестве политической системы. Думаю, что в этом есть и определенный вызов и для оппозиции. Этот вызов состоит в том, что очень долго оппозиция, в том числе системная оппозиция, говорила преимущественно об условиях доступа к политической системе. Сегодня условия доступа облегчены, и они могут стать благоприятными для новых игроков. Этот момент будет решен. Оппозиционеры уже должны говорить о чем-то другом. Они должны начать говорить о том, что будет значимо для потенциальных избирателей, о том, что будет отличать их от нынешних и потенциальных конкурентов, о чем-то, что будет эффективным механизмом на формирование механизмов поверки власти, прежде всего, давления на власть по конкретным вопросам, и, в конечном счете, борьбы за власть», - считает эксперт.
«То есть, перед оппозицией, в том случае, если эти меры будут реализованы, безусловно, откроются и новые возможности, но и прозвучит вызов, на который она должна будет реагировать. Она должна стать более предметной. Потому что в то момент, когда вопрос доступа решен, необходимо приходить в политику со своей повесткой, со своей программной позицией, которой пока многим оппозиционным силам существенно не достает», - заключил Михаил Ремизов.
Со своей стороны политолог Сергей Марков считает, что «послание Медведева отвечает, в первую очередь, ожиданиям среднего класса. Многие ждут экономической модернизации. При этом, большинство ждет, прежде всего, путинской социальной модернизации. А средний класс ждет во многом политической модернизации. И вот это - ответ на ожидания среднего класса. Люди хотят большего участия в избирательном процессе, и здесь происходят огромные привлечения. Условно говоря, сейчас граждане за кого голосуют? Реально - за президента, за партии и за законодательные собрания. Сейчас они будут иметь возможность дополнительно голосовать за губернаторов. Увеличивается количество партий. Предложенный Медведевым упрощенный порядок регистрации политических партий, при котором достаточно 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны, - достаточно низкая планка».
«Что касается выборов губернаторов, - продолжил эксперт, - то пока это общая концепция. Думаю, что это будут, как сказал Путин, прямые выборы, но с учетом «президентского фильтра». Партия будет выдвигать кандидатов, а президент будет как бы согласовывать эти кандидатуры. Я думаю, что президент будет давать свое согласование на эти кандидатуры партий для выборов губернатора в 90 процентов случаев. В редких случаях он будет отводить представленную кандидатуру».
«Важен и антикоррупционный блок послания президента. Продолжается развитие той темы, которая была заявлена Путиным - борьба с аффинированными структурами. Это ведь одно из главных направлений коррупции. Еще одно направление - борьба с оффшорами. Путин отмечал, что нужно усилить законодательство. Мне кажется, что нужно добавить еще и непосредственное общение. То есть, условно говоря, президент или премьер должны вызвать 20 самых богатых людей России и сказать, что 100 самых главных предприятий России должны, не дожидаясь принятия закона, зарегистрироваться в России. Возможно, кстати, что предприниматели потребуют гарантий, что в этом случае не будет смены собственников. Ведь почему они держат предприятия в оффшорах? Дело не только в оптимизации налогов, а еще и в том, что в России судебная система активно используется в рейдерских целях. Они боятся, что если они переведут предприятия в Россию, то просто подвергнутся рейдерским атакам. Увидим, какие могут быть даны гарантии, но из оффшоров уходить пора. Медведев об этом не упомянул, но я думаю, что это направление обязательно будет продолжено», - заключил Сергей Марков.
По мнению заместителя декана факультета политологии ВШЭ Леонида Полякова, «это было действительно интересное послание». «В случае Медведева есть очень серьезная специфика, связанная с тем, что как бы пакет договоренностей относительно будущего пятилетия, даже шестилетия, если учитывать президентский срок, уже озвучен, и самое главное - четко обозначен курс на модернизацию. И в связи с этим, конечно, послание президента Медведева воспринимается как некая прелюдия к тому, что будет делать Медведев в случае избрания Путина президентом, и утверждения, собственно, в качестве премьера в мае будущего года. Мне, например, важно услышать какие-то основные приоритеты, намеченные для бесспорного исполнения поставленных задач. Конечно, очень важно услышать направления дальнейшей модернизации политсистемы, о чем заявлялось ранее», - считает аналитик.
«Раз это послание - последнее в первом сроке президента Медведева, то это и определенное подведение итогов в осмыслении той эпохи, которая завершается, и вместе с тем предлагается понимание новой эпохи и формулы новых вызовов, перед которыми Россия будет уже находится в 2012 году. В обществе же ожидания - самые различные. Тут надо разбирать по отдельным социальным группам. Скажем, если брать в городском разрезе, то средний класс, который в последнее время проявляет явную митинговую активность, сейчас несколько разочарован. Во-первых, он делал ставку на второй срок Медведева. И когда конфигурация определилась, то возникло разочарование, и никуда оно не делось», - отмечает эксперт.
«Во-вторых, фон прошедших выборов в Госдуму, где были зафиксированы различные нарушения, несколько подпортил общую картину и придал именно этой группе такой дополнительный, решительный стимул нетерпения. Поэтому, если говорить об этом сегменте нашего общества, то конечно оно ожидает от президента Медведева, я бы сказал, такой демонстрации радикальных шагов либерального толка», - заключил Леонид Поляков.