«Память его в род и род...»

К 180-летию со дня смерти монаха-провидца Авеля

13.12.2011 1153

Вчера, 12 декабря, в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, по благословению правящего архиерея владыки Евлогия, была проведена Панихида по почившему 180 лет назад в монастырских застенках монаху-прозорливцу Авелю, которого еще при жизни многие почитали за пророка, а сегодня часто называют «русским Нострадамусом». 

Семь лет назад здесь, на народные деньги, в тюремном прогулочном дворике была установлена гранитная плита с датами рождения и смерти прозорливца, с евангельской надписью «Нет пророка в своем отечестве» и с главным его изречением: «Святая Русь процветет аки крин небесный». 

К сожалению, с датой смерти вышла ошибка - на камне был выбит 1841 год, а не 1831, как следует из всплывших несколько позже архивных документов, хранящихся во Владимиро-Суздальском музее заповеднике, полноправном хозяине, кстати, Спасо-Евфимиева монастыря. То есть, коротко говоря, документы, конечно, существовали, и раньше, но инициативная группа, состоящая, в основном, из православных мирян, о них ничего не знала, а те, кто знал, штатные сотрудники музея, имеющие доступ к архивам, в инициативную группу не входили. Поучилась, как говорится, накладка. То ли по этой причине, то ли по какой-то другой - скорее, все же по первой, чисто формальной - но плита через какое-то время с территории тюремного дворика была демонтирована и перемещена (до лучших, надо думать, времен), в складские помещения. 

Сомнения по поводу даты смерти монаха, однако, существовали уже тогда... В своей заметке, вышедший, в день установления плиты под названием «Есть ли пророки в нашем отечестве?», я специально оговорился: 

«Дата смерти монаха Авели до сих пор в точности не определена. Одни источники (большинство интернетовских, к примеру), называют 1841 год (эта дата и высечена на памятной плите). Другие склоняются к 1831 г. Разночтения в датировках, тем более, когда вопрос касается определения годов рождения - смерти монахов - дело довольно частое. Так, например, мы до сего времени не знаем в точности даты рождения и смерти суздальского святителя епископа Феодора или смерти святой княжны Евфросинии Суздальской. Даже дата рождения великого русского полководца, не проигравшего ни одного сражения, Александра Васильевича Суворова, в одних случаях пишется - 1730 г., в других - 1729. Даты рождения монаха Авеля также разняться. Одни исследователи указывают 1757 г. (так выбито на плите), другие, как в дошедшем до нас «Житии» - 1755 г.». 

В Дополнение к этой заметке я опубликовал два документа, вывешенные для всеобщего обозрения в экспозиции монастырской тюрьмы. Вот они: 

1). Из донесения архимандрита Парфения правящему архиерею Владимиро-Суздальской епархии, 1830 г.: 

«...В церкви, состоящей при арестантском отделении, святителя и чудотворца Николая иконостас и образа пришли в совершеннейшую ветхость, на исправление коих содержащийся в сем монастыре монах Авель жертвует собственных 1500 р.» 

2).Из завещания монаха Авеля монастырю, 1830 г.: 

«Преклонные лета мои, а с тем вместе и недуги, свойственные человеку, готовящемуся предстать пред суд Предвечнаго, обязуют (меня) своевременно сделать следующия распоряжения... В следствие собственно мною благоприобретенной... капитал... в 5 тысяч рублей... почитать отныне впредь вечною собственностью и принадлежностью Владимирской Епархии Суздальского Спасо-Евфимиевского монастрыря». 

Оба эти документа дают нам основание полагать, что дата смерти монаха Авеля - 1831 г. - все же более близка к реальной, нежели дата - 1841 г. Здесь всё говорит о том, что слова о «человеке, готовящемся предстать пред судом Божиим» - не просто фигура речи, а монах действительно предчувствовал свою близкую кончину. Мог ли относительно себя самого ошибаться тот, кто безошибочно предсказывал даты великих исторических событий и смерти русских монархов?» 

Однако на тот момент это было лишь косвенное умозаключение. Прошло время, когда одни дела и заботы сменяются другими (всего, как говорится, не охватишь, а мы еще и «ленивы и нелюбопытны»), и вот вчера, 12 ноября, в день Памяти монаха Авеля, всем приглашенным на Панихиду в Преображенский собор Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, были розданы ксерокопии того самого архивного документа, где от руки, в орфографии, принятой в бывшей Российской империи, черным по белому писано: 

«...Означенный монах Авель Волею Божиею помер 1831 года ноября 29-ого дня и погребен в здешнем Спасоевфимиевом монастыре за Никольскою церковью против алтаря». 

Вопрос с датой смерти, таким образом, отныне решен окончательно. Осталось только перебить цифру «4» на «3», что, как уверяют резчики по камню, технически хоть и не просто, но можно, и водрузить памятную плиту на прежнее место. А еще лучше - на место, где непосредственно и покоятся мощи известного русского монаха-провидца Авеля, - сразу за «больничным» Никольским храмом, рядом с алтарной стеной. 

Помимо торжественной Панихиды, прошедшей в одном из самых красивых соборов Суздаля - Спасо-Преображенском, здесь, за алтарной абсидой Никольского храма была отслужена краткая Лития, с пением тропарей «Со святыми упокой...» и «Вечная память»... 

Вспомним же (или напомним себе) основные вехи его жития.

Цветы в память о монахе АвелеПо «Житию», (полное название которого: «Житие и страдания отца и монаха Авеля»), монах Авель родился в 1755 году (дата эта также нуждается в уточнения; чаще встречается - 1757 г.) в Алексинском уезде Тульской губернии. По профессии он был коновал, но «о сем (о коновальстве) мало внимаше». Все же внимание его было устремлено на божественное и на судьбы Божии. Человек Авель «был простой, без всякого научения, и видом угрюмый». Стал он странствовать по России, а потом поселился в Валаамском монастыре, но прожил там только год и затем «взем от игумена благословение и отыде в пустыню», где начал «труды к трудом и подвиги к подвигом прилагати». «Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие. Множество темных духов нападаше нань». Все это преодолел Авель, и за то «сказа ему безвестная и тайная Господь» о том, что будет всему миру. Взяли тогда Авеля два некии духа и сказали ему: «Буди ты новый Адам и древний отец и напиши яже видел еси, и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а только избранным моим и только святым моим». С того времени и начал Авель пророчествовать. Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив там недолго, стал переходить из монастыря в монастырь, пока не поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, на Волге. Там он написал свою первую книгу, «мудрую и премудрую»...

Жил монах Авель и во второй половине XVIII века и в первой XIX-ого. О нем во многих исторических материалах сохранились свидетельства как о человеке, предсказавшем крупные государственные события своего времени. Между прочим, за десять лет до нашествия французов он предсказал занятие ими Москвы. За это предсказание и за многие другие монах поплатился тюремным заключением. За всю свою долгую жизнь, - а жил он более 80 лет, - Авель просидел за предсказания в тюрьмах, в общей сложности, 21 год. Только во дни Александра I в Соловецкой тюрьме он отсидел более 10 лет. Его знали: Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I. Они то заключали его в тюрьму за его пророчества, то вновь освобождали, желая от него же узнать свое будущее. За одно из таких очередных пророчеств Авеля, в царствование Николая Павловича (как видно из указа Св. Синода от 27 августа 1826 года), приказали изловить и заточить «для смирения» в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В этом монастыре, в первой трети XIX в. и окончил свою жизнь прозорливец.

Пропоем же и мы ему (трижды): 

«Вечная память... Душа его во благих водворится, и память его в род и род»...

Виктор Дауров, член Союза писателей России, Суздаль, специально для «Русской народной линии» 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Память о Святом Свята

Дорогой о ГОСПОДЕ Виктор Григорьевич! Благодарю Тебя за славный материал. Вспоминаю паломнические прогулки с Тобой по Дивному Суждалю, когда Ты мне впервые показал место упокоения Преподобного Авеля Прозорливого. Эти впечатления живо вспомнились при чтении Твоей статьи. Жаль, что Ты редко стал публиковаться на "РНЛ". Когда же будет продолжение Твоих Афонских Записок?...

2. Re: «Память его в род и род...»

«Вечная память... и душа его во благих водворится, и память его в род и род»... Царство Небесное и память ему Вечная, и память его в род и в род ... и благодарность потомков и память молитвенная...

1. Re: «Память его в род и род...»

К драматической жизни святого монаха Авеля присовокупляю СОН, КОТОРЫЙ ПРИСНИЛСЯ СТРАНСТВУЮЩЕМУ МАЛОРОССИЙСКОМУ МУДРЕЦУ ГРИГОРИЮ САВВИЧУ СКОВОРОДЕ, записанный М.И Ковалинским. В полночь, ноября 24 дня, 1758 года, в селе Каврай казалось во сне, будто бы я разглядываю разные забавы людские по разным местностям. В одном месте я был, где царские палаты, наряды, музыка, танцы; где влюблённые то пели, то рассматривали себя в зеркалах, то бегали из комнаты в комнату, снимали маски, садились на богатые постели и прочее. Затем повела меня сила к простому люду, где так же делали, только своим чином и порядком. Люди ходили по улицам с бутылками в руках, шумно, весело, смеясь, как обычно бывает у чёрного народа; так же и любовные дела своим подобным образом справляли. Тут, поставив в один ряд мужчин, а в другой - женщин, рассматривали, кто красивый, кто на кого похожий и кому достоин быть парой. Отсюда пошёл я в постоялые дворы, где кони, упряжь, сено, расплаты, споры и прочее. Наконец сила ввела меня в храм некий великий и прекрасный: тут якобы в день сошествия Святого Духа служил я литургию с дьяконом, и хорошо помню, что громко провозгласил: "Ибо свят Ты, Бог наш" и прочее до конца. При том на обоих хорах пели "Святый Боже..." Сам же я с дьяконом пред престолом до земли кланяясь, внутренне чувствовал сладчайшее удовольствие, которое не могу передать. Однако и здесь человеческими пороками осквернено. Сребролюбие с кошельком таскается и, самого священника не минуя, силой вырывает часть.От мясных обедов, которые подавались в смежных с храмом комнатах, куда из алтаря вело много дверей, во время литургии запах достигал самой святой трапезы. Тут я видел следующее ужасное зрелище. Как некоторым недоставало к еде птичьего или звериного мяса, то они одетого в чёрную ризу человека, имевшего голые колени и убогие сандалии, убитого, в руках держали на огне, колена и икры жарили и мясо со стекающим жиром отрезая и отгрызая, жрали; и сие желали якобы некие служители. Я, не стерпев смрада и сей жестокости, отвернул очи и пошёл. Сон сей не столько усладил меня, сколько устрашил.

остров72 / 13.12.2011
Виктор Дауров:
Есть ли шанс у России?
Из писем крестнику, разных лет
20.08.2015
Никто не хотел напрягаться
Отклик на статью о.Александра Зайцева «О врачебной системе Ксении Кравченко»
15.02.2013
Иверонские диалоги
Афонские зарисовки
06.02.2012
Афон: паром, туда и обратно
Афонские зарисовки
25.01.2012
Все статьи автора
Последние комментарии
О катастрофах как признаках Божьего гнева на Россию
Новый комментарий от Егоров
04.04.2019
Избави нас Бог от моровой «цусимы»!
Новый комментарий от Апографъ
04.04.2019
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Коротков А. В.
04.04.2019
Католикос-Патриарх Илия II: «Закрыть дверь храма невозможно»
Новый комментарий от Коротков А. В.
04.04.2019
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Андрей Карпов
04.04.2019
Казань как зеркало войны с коронавирусом в России
Новый комментарий от ross-Kazan
04.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Олег В.
04.04.2019