Сегодня исполнилось 10 лет со дня смерти известного русского писателя Виктора Астафьева.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка близ города Красноярска Енисейской губернии. В детстве он пережил несколько трагедий: отца посадили по ложному обвинению за вредительство, а мать в одной из поездок в тюрьму, переплывая реку, утонула. Отец, выйдя из заключения, женился во второй раз.
Из-за сложных обстоятельств Виктор оказался на улице, потом попал в детский дом. В 1942 году, отучившись в новосибирской школе пехоты, добровольцем отправился на фронт. Уже в 1943 году Астафьев попадает в действующую армию и служит сначала водителем, потом артиллерийским разведчиком, дальше связистом. В Польше в 1944 году он был контужен и конец войны встретил на Урале в городе Чусовом, где женился на Марии Семеновне Корякиной. В семье родилось трое детей.
Работая слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком он уже начал понемногу писать, и в 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликовали его повесть «Гражданский человек». А потом в этой же газете он работал как журналист и писал репортажи, статьи и рассказы. В 1953 году вышла его книга «До будущей весны».
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве. С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.
Две важнейшие темы в творчестве Виктора Астафьева - война и деревня. Получили известность его повести: «Стародуб», «Последний поклон», «Царь-рыба», «Печальный детектив», а также роман «Прокляты и убиты». Книги Астафьева переведены на многие языки мира. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он является лауреатом Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России, Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера ФРГ.
Скончался писатель 29 ноября 2001 года в Красноярске, похоронен в своем родном селе.
Мы попросили поделиться воспоминаниями о В.Астафьеве, а также дать оценку его литературному творчеству известного русского писателя, сопредседателя Союза писателей России Владимира Крупина.Виктор Астафьев, его роль в моей жизни очень велика. Правда, к сожалению, в последние годы жизни взаимоотношения у нас были сложными.
Его лучшие произведения очень сильные, правдоподобные, русские по языку и по духу. И вообще удивительно, что в России творил такой писатель.
Начинал Виктор Петрович Астафьев скромно, работал в газете. И вдруг такой взлет! Дело в том, что он обратился к родной теме, а это очень важно. При жизни он был дружен с другими писателями-«деревенщиками» - со мной, с Василием Беловым и Валентином Распутиным.
Жизненный путь Астафьева был очень сложным. Он воевал, служил связистом, был ранен, и вследствие этого видел только одним глазом. Он был очень авторитетен среди литераторов, обогревал всех нас и одаривал нас своим вниманием. Например, он писал длинные дарственные надписи на своих книгах.
Надо отметить, что у Виктора Астафьева был весьма тяжелый характер. Он был детдомовцем, а это не могло не сказаться на его поведении. Он практически не знал ни отца, ни матери, и вынужден был самостоятельно выживать в этом мире. Не избежал он и искушений: карты, драки, покуривание - все это было в его детдомовской жизни. При жизни он всегда употреблял нецензурщину, что, конечно, очень прискорбно. Хотя, надо отметить, он умудрялся материться так виртуозно, что даже женщины хохотали.
Его повесть «Пастух и пастушка» - удивительная вещь о любви. Когда он публиковал это произведение, то нам жаловался, что цензура сильно свирепствует. Например, цензорам не понравилось сравнение солдат, лежавших в серых шинелях, с картошкой на снегу. Но на самом деле это очень меткое сравнение, и никто из наших писателей не мог так сказать.
Когда в нашей стране началась неразбериха, и государство отдало издательское дело в частные руки, когда мы практически все проморгали, когда стало можно печатать все, что угодно, творчество Астафьева изменилось, и не в лучшую сторону. Он, к великому прискорбию, написал роман «Прокляты и убиты», который читать совершенно невозможно. Тут и матерщина, и весьма странное отношение к солдатам, особенно к русским, которые, в отличие от солдат других народов, представлены как некультурные люди, как хулиганы, бандиты и ворюги. Такое отношение связано с противостоянием Астафьева «проклятым коммунякам». Вот и получается, что в романе «Прокляты и убиты» советские генералы только и были способны на то, чтобы использовать солдат, как пушечное мясо, буквально заваливая фронт трупами, заботясь лишь о том, чтобы получить для себя ценные трофеи. Особенно не любил Астафьев маршала Г.К.Жукова. Такая вот обозленность писателя на советское прошлое...
Примечательно, что с конца 1980-х годов правители государства стали об Астафьеве ревностно заботиться. И М.С.Горбачев приезжал к нему на юбилей, и Б.Н.Ельцин выделял ему немалые деньги. И получается так, что, с одной стороны, «коммуняки» были плохими, а разрушители России - горбачевы и ельцины - как бы хорошими. Тогда, в 1990-е годы, мы разошлись с Астафьевым в оценке действительности. Дошло даже до того, что в своей красноярской квартире Астафьев снял мой фотографический портрет, висевший на видном месте на стене.
Вместе с тем, я его люблю и вспоминаю. Нельзя не отметить его прекрасные работы, такие как, например, «Последний поклон» или «Ода русскому огороду», которая является поистине гимном Русской земле.
Противоречия в творчестве Астафьева возникали оттого, что он не был воцерковлен. В свое время известный священник, пребывавший в местах лишения свободы вместе с видными православными деятелями В.Н.Осиповым и Л.И.Бородиным, отец Михаил Капранов стал духовным окормителем Астафьева. При нем писатель не смел произнести ни одного нецензурного слова. Этот священник очень хорошо влиял на Астафьева, и, когда я приезжал в Красноярск, то не мог не нарадоваться на Виктора Петровича. Но потом отца Михаила почему-то перевели в Барнаул, сейчас его уже тоже нет в живых. В общем, Астафьев снова остался без духовного наставника. И, хотя он стал постепенно все активнее употреблять христианскую лексику, в частности, в одном из своих произведений процитировал Молитву оптинских старцев, но, к сожалению, так и не воцерковился.
Тем не менее, несмотря на все сложности в его творческом пути, он любил Россию необыкновенно. Мне очень дорога память о Викторе Астафьеве. Я всегда буду помнить встречи с ним в его родном селе Овсянка, буду помнить, например, как мы с ним и с Валентином Распутиным щелкали кедровые орешки. Нельзя не отметить, что Астафьев был прекрасным рассказчиком, и мы не могли не наслушаться его рассказов. Мы, его друзья-писатели, много переписывались с ним, некоторые наши письма к Виктору Петровичу цитируются в его собрании сочинений.
Отпевали Виктора Петровича в его родном селе Овсянка. Я прекрасно помню день его похорон, его могилу.
Несколько слов о родных Астафьева. Судьба его дочери была трагической, она покончила с собой. Недавно скончалась супруга Виктора Петровича, Мария Семеновна, ее тоже упокоили рядом с могилой мужа.
Наследие Виктора Астафьева будет всегда высоко оцениваться. Это читаемый писатель и, я уверен, он всегда будет читаться. Конечно, употребление в его произведениях матерной брани – очень горькое явление. Он, несомненно, знал слова из Священного Писания о том, что за каждое не только бранное, но и просто праздное слово, будет нами дан ответ на Страшном Суде. И очень жаль, что Виктор Петрович не прислушался к этим словам.
Надо помнить притчу, сказанную святым праведным Иоанном Кронштадтским, о том, что, оказавшись на Божием Суде, разбойник был помилован, а писатель был осужден, потому что нечестивыми трудами писателя портится нравственное состояние всего народа. Раз кому-то дан талант от Бога, то его и надо употреблять только во благо народа.
1. Бог-Церковь-Человек