«Сущность "нового учения" С.Коновалова сразу же становится очевидной, - продолжает отец Павел, - если обратить внимание на оду претензию: он называет себя посредником между космическим разумом и людьми, говорит, что берет на себя болезни людей. "Я забираю вашу боль". Человек, хотя бы поверхностно знакомый с Христианством, видит здесь кощунственную аналогию. Именно вочеловечившийся Бог, Господь наш Иисус Христос взял на Себя грехи наши и понес наши немощи и болезни (см. Мф. 8. 17). Священное Писание говорит: «един Бог и един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2. 5)».
По мнению священника, «связь Коновалова с оккультистами и экстрасенсами, преемственность очевидна: "Те, кто никогда не сталкивался с эзотерическим знанием, воспринимают все что делает Коновалов на своих сеансах, как настоящее чудо. А искушенные в этой области люди, знакомые с работами Блаватской и Гурджиева, Шри Ауробиндо, Платона, Шюрс, обязательно отмечают уникальность Коновалова". К слову сказать, теософия и оккультизм анафематствованы Церковью на Архиерейском соборе 1994 года. На странице 36 книги "Энергия сотворения" описывается, что после сеансов доктора многие люди сами становились экстрасенсами: "За этими знаниями много охотников. Даже разрозненных крупиц их некоторым показалось достаточно, чтобы самим стать ‘целителями и экстрасенсами’. То там, то здесь «всплывают» новые знахари, вооруженные обрывками этих знаний"».
«Природа экстрасенсорики и паранормальных явлений едина это бесовская сила, которую "целители горделиво называют ‘божественной’ или космической энергией. Ничего нового в этом нет. Да, оккультные "чудеса" есть, да, существуют и "исцеления", "лечит" и центр Коновалова. Об этом сказано еще в Евангелии: "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных. Вы же берегитесь" (Мк.13. 22,23). И последствия этих "чудес" и "исцелений" для духовного здоровья, а зачастую и для физического, самые губительные. Временное улучшение здоровья оборачивается страшными душевными болезнями, тяжелыми физическими и психическими недугами. Нельзя безнаказанно, с нечистыми руками вторгаться в тонкую область духа. Мир духовный нам открыт ровно настолько, насколько мы можем его вместить И если мы пытаемся расширить эти границы самостоятельно, не смиренно уповая на водительство Господа и помощь Божию, а путем «расширения сознания» или подобных этому приемов, то последствия будут самыми гибельными», - отмечает священник.
«Самое интересное, что Коновалов этого не отрицает: "Мы знаем из истории множество примеров, когда контакты с информационными полями систем Тонкого мира приводят людей к потере рассудка". Но сам "учитель" считает себя человеком, "могущим вместить", человеком посвященным, духовным, хотя сам не имеет никакого представления ни о Боге, ни о Евангелии, ни о Православии. В церковных вопросах, о которых он берется рассуждать, порой проявляется полная дремучесть», - считает отец Павел. По его мнению, «авторитет Церкви используется Коноваловым для рекламы своего учения, что оно, дескать, не входит в противоречие с учением церковным. Но Церковь совершенно однозначно относится к подобным целителям. Правилом 61ым 6-го Вселенского собора она отлучает их от церковного общения. Сам Сергей Сергеевич нигде не пишет о том, что живет церковной жизнью, прибегает к церковным таинствам, исповедуется, причащается и постится. Особые духовные дары, в том числе и исцеления, даются христианским подвижникам после долгого молитвенного подвига, очищения сердечного, поста, воздержания, творения дел милосердия».
«Какой же тогда силой лечит доктор? Что же это за «энергия сотворения», про которую он столько говорит? задается вопросами священник. - Он утверждает, что это «божественная энергия» (видимо та, которой был создан наш мир), сила Божия, энергия сотворения».
«Плоды нетрадиционной медицины широко известны, - отмечает отец Павел. - В Москве существует целый центр на Крутицком подворье, возглавляемый доктором медицинских наук, иеромонахом Анатолием Берестовым, где реабилитируют людей, которые лечились у «целителей». Вред от сеансов Кашпировского, Чумака, Джуны не отрицают даже светские средства массовой информации, не говоря уже об официальной медицине и Церкви. Нельзя безнаказанно нарушать нашу тонкую телесную оболочку и общаться с духовным миром. Это неизбежно повреждает психику и физическое здоровье. После лечения у экстрасенсов, причины болезней не устраняются, исчезают на время лишь симптомы. Болезнь уходит внутрь организма, а потом следует рецидив с новой силой. У целителей прошли курс лечения огромное количество людей, но я не видел ни одного, кто бы мог сказать: «Да, я много лет назад исцелился у экстрасенса от серьезной болезни и больше не болею».
«То, что Коновалов экстрасенс, очевидно. Поскольку пагубные последствия деятельности экстрасенсов доказаны, он и его коллеги, конечно, отрицают связь с этим скомпрометировавшим себя занятием. Однако методы работы те же: поток энергии, поступающей из темного источника, заряженная вода, вещи, фото целителя, групповые сеансы. Как это все знакомо! В книге "Энергия сотворения" очень мало говорится о самом методе лечения, о его сути. Сплошной туман и вода. Потому что ни один целитель-оккультист правду о своем методе никогда не скажет. Большую часть книжки составляют так называемые "истории болезней", опять же, никем не проверенные. То же можно сказать и о других изданиях центра Коновалова», - отмечает священник.
«Все случаи исцелений описаны на удивление однообразно, совершенно похожим стилем, что наводит определенные мысли. Прикладывание "целительного буклета" к больным местам граничат с фетишизмом. Какие контрасты! С одной стороны ученые титулы (доктор наук, академик), а с другой практика обычного знахарства. В каждом деле важен профессионализм. Коновалов по образованию врач, но почему совершенно не использует свои медицинские знания: "В его клинике нет капельниц, шприцов, арсенала лекарственных средств. Доктор лечит Энергией", врачи в этой "клинике" тоже не медики, а бывшие его пациенты. Если он врач, то почему занимается не своим делом? Лечить людей, быть проводниками благодати Божией дело тех, кто поставлен на это через таинство рукоположение, а не врачей. В храме не делают уколы и не дают людям лекарства, а лечат исстрадавшуюся человеческую душу в таинствах Покаяния и Евхаристии», - замечает он.
«Если бы Коновалов занимался исключительно целительством, - продолжает священник, - то, быть может, не стоило бы обращать на него особого внимания, мало ли сейчас появилось "народных целителей". Но он претендует на большее. Он пытается строить свою религиозную систему, хотя книги его показывают полное отсутствие каких бы то ни было знаний по вопросам духовной жизни и истории мировых религий. В книгах, которые вышли после «Энергии сотворения», автор пытается рассуждать о сотворении мира, человека, о душе и об ангелах. Сергей Коновалов пишет, что не читал литературы по оккультизму, теософским и эзотерическим учениям, но его книги наполнены обычной оккультной терминологией. Космический разум, энергетический канал, тонкое тело, знания, доступные только посвященным, все это можно найти в сочинениях Рерихов, теософов и антропософов. Даже выражение "Матерь Мира", введенное основателями агни йоги, используется Коноваловым, но в своем оригинальном понимании. Лукавит Сергей Сергеевич, не сам же он придумал весь этот "космический словарь"! Он очень хорошо знаком с творениями оккультистов. А рассказ о Посвящении Сергея Сергеевича или инициации точно совпадает с такими же рассказами о посвящениях других экстрасенсов».
«В заключении, я хотел бы сказать, что посетил Душепопечительский Центр на Крутицком подворье, который занимается реабилитацией пострадавших от целителей и экстрасенсов. Работники Центра сказали мне, что люди, лечившиеся у Коновалова, неоднократно обращались к ним за помощью. Симптомы очень знакомые: различные психические расстройства, беспокойство, депрессия. В Санкт-Петербурге существует своя Душепопечительская организация, возглавляемая о. Сергием Филимоновым, и я уверен, что она располагает более полной информацией о негативном воздействии «Храма Души» С.С.Коновалова. «Учение» Коновалова не более, чем еще одно оккультная галиматья, замешанная на рериховщине, абсолютной безграмотности и кичливой гордыне очередного псевдоученого, которых в последние годы появляется очень много. И хочется надеяться, что и «учение» Коновалова будет разоблачено и отторгнуто нашим обществом, потому что последствия деятельности «целителей», подобных Коновалову смерть души и непоправимое повреждение здоровья «учителя» и его подопечных», - считает священник Павел Гумеров.