Валентин Катасонов: Самый ценный ресурс в условиях рыночной экономики – это дурак

Ученый-экономист о проблеме невостребованности выпускников российских вузов

Президент России Дмитрий Медведев считает, что трудоустройство выпускников должно стать одним из показателей работы вузов. Об этом он заявил 26 сентября на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, сообщает официальный сайт главы государства.

«В последнее время несколько раз я встречался со студентами. Одна из самых, конечно, сложных и актуальных тем для них – это трудоустройство. Ключевой вопрос: насколько они будут востребованы на рынке труда», - заметил Д.Медведев. В связи с этим, считает он, следует разработать план «как стимулировать компании к встречным действиям». «Очень часто, когда я встречаюсь с компаниями, в основном с частными, но и с государственными тоже, они говорят о низком качестве обучения. Их не устраивает качество подготовки специалистов в наших университетах. Я думаю, что во многом они правы. И мы решили создать структуру по сертификации специалистов, и, может быть, рейтинговую систему оценки качества их подготовки. Надо посмотреть, не пора ли поменять и перечни направлений подготовки высшего профессионального образования. Иначе получается, что мы готовим специалистов, а специальностей таких уже просто нет. Или наоборот, спрос на определённых специалистов есть, а их нигде не готовят, такое, к сожалению, тоже распространено, хотя вроде бы мы сейчас стараемся повернуться лицом к рынку», - сказал Президент РФ.

«Обращаю также внимание руководства Министерства образования и науки на то, что одним из критериев оценки работы вуза должен стать показатель трудоустройства выпускников и их работы по специальности в течение трёх лет после обучения (…) Ректоры высших учебных заведений должны понимать, что на основании этих показателей будут приниматься решения об объёмах финансирования вуза и не в последнюю очередь кадровые решения. Мы не раз говорили о необходимости восстанавливать контакты предприятий с университетами, о том, что нужно стимулировать бизнес к участию в модернизации лабораторий, методических баз, в разработке и реализации образовательных программ, в обновлении преподавательского корпуса. Наконец, работодатели должны более чётко формулировать требования к квалификации молодых специалистов, участвовать в формировании профессиональных образовательных стандартов. Считаю, что это один из способов подтолкнуть к этому бизнес», - подчеркнул Д.Медведев.

Высказать свое мнение о проблеме, поднятой главой государства, мы попросили известного российского ученого, доктора экономических наук, профессора МГИМО (У) МИД России Валентина Катасонова.


Валентин КатасоновНаши идеологи рыночной экономики запутались в трех соснах. Одним из постулатов экономической теории рынка является то, что должны существовать прозрачные прямые связи между производителем товара и услуг и потребителем. Хотя мне очень не нравится термин «образовательные услуги», также как термин «медицинские услуги», но раз уж они существуют в сегодняшнем обществе, то должны быть прямые связи, а в России по сути, нет нормального заказчика у высшей школы. Высшая школа развивается по каким-то своим законам, движется по своему маршруту.

Бизнесу на сегодняшний день уже не нужны специалисты с высшим образованием. Мне приходилось не раз общаться со студентами, которые говорят, что даже крупные корпорации требуют очень немногого от выпускника университета. В итоге получается, что университетское образование является избыточным. Планка требований со стороны потребителя рабочей силы в бизнесе находится на достаточно низком уровне. Вполне достаточно подготовки в рамках среднего специального образования, а высшее образование предназначается для решения задач гораздо более высокого уровня в области науки, техники, госуправления и т.д.

Программы обучения студентов формируются сегодня не исходя из потребностей общества, экономики или бизнеса, а исходя из того, что необходимо чем-то занять студента в течение многих лет обучения. Некоторые вузы идут по пути прагматизма, считая, что должны давать прикладные и практические знания студентам. Но реально они не могут дать этих знаний, потому что на них нет заказа. В результате читается множество разных курсов в процессе обучения, которые затем оказываются совершенно бесполезны в работе выпускника, потому что никто не знает, где же он будет работать. Этот разрыв между высшей школой и заказчиком приводит к тому, что в значительной мере и преподаватели, и студенты зря тратят свои силы, время и деньги.

В советское время существовало экономическое планирование, от него шло планирование потребности в экономике и обществе количества специалистов разных направлений. Государство было заказчиком в этом вопросе, и вузы готовили конкретных специалистов по техническому заданию. Могу сослаться на свой личный пример. В 1972 году я заканчивал МГИМО, мы уже на первом курсе знали куда пойдем работать. Нас на это ориентировали, набор предметов был очень конкретным, прикладным. Специалист с первого дня был готов выполнять свои обязанности на рабочем месте. Сегодня, по сути, обучение специалиста начинается на рабочем месте. Получается, что высшая школа занимается крайне непроизводительным трудом, происходит коммерциализация высшего образования, мотивация преподавателей и студентов искажается. Безусловно, нужно восстанавливать эту систему заказчика и «производителя образовательных услуг». Раз уж мы действуем в рыночной среде, то нужно учитывать эти правила и требования, что, к сожалению, не делается. В итоге можно только пожалеть и преподавателей и студентов.

Специалисты инженерных направлений у нас не востребованы потому, что сектор экономики реально деградирует из года в год, потребности в специалистах снижаются. Даже в той области, где я работаю, формально вузы готовят аспирантов, но часто даже после защиты они имеют немного шансов быть трудоустроенными. Такие парадоксы. Это, как говорят экономисты, «производство товара на склад». Это признак перепроизводства, так как экономические механизмы не работают. Те средства, которые тратятся на высшую школу, оказываются выброшенными на ветер.

Сегодня настолько мутировала экономика, что говорить о высокой потребности в специалистах, каких бы то ни было, не приходится. Мы живем в условиях рыночной экономики, которая сама по себе ничего не производит. Производить она может только в исключительных случаях, потому что производство - это достаточно нерентабельный вид экономической деятельности. Она занимается в основном перераспределением, а для этого нужны другие качества и свойства. Профессионализм, специальные знания в области математики или механики, другие серьезные знание не нужны. Для того, чтобы человек мог выполнять перераспределительные функции в экономике совсем не надо пять лет учиться. Более того, это даже бывает вредно, потому что человек может чему-то научиться и начать задавать какие-то "лишние" вопросы: в каком мире он живет, куда пойдет работать, будет ли заниматься общественно-полезной или разрушительной деятельностью?

Мне очень понравилась фраза моего коллеги, который задал такой вопрос студентам: «Какой ресурс самый ценный в условиях рыночной экономики?» Студенты наперебой стали говорить, что это земля, рабочая сила, капитал и прочее. А преподаватель ответил им, что самый ценный ресурс - это дурак, а поскольку в природе они рождаются крайне редко, всего доли процента, то надо поставить на конвейер производство дураков. Сегодня работа этого конвейера начинается с детского сада.

Рыночная экономика - это перераспределение, а эффективное перераспределение в пользу немногих людей может осуществляться двумя способами - обманом и силой. Сила применяется в тех случаях, когда обман неэффективен. Обман эффективен только тогда, когда люди перестают что-либо понимать, тогда их легче обмануть. Может быть, это жесткая формулировка, но современному обществу сегодня не нужны думающие люди.

Я могу согласиться с тезисом, муссируемом сегодня, что обществу не нужно так много специалистов с высшим образованием, в том случае, если от меня хотят согласия с дальнейшим развитием страны по пути, которым мы идем сегодня. Для данной модели общества, действительно людей образованных надо очень немного. Но если мы хотим выползать из этого болота, то нам потребуются люди думающие, образованные, но для этого высшее образование должно основываться, конечно, не на тех программах, которые в данное время существуют. Так что с предлагаемым тезисом я могу согласиться, если признать, что это движение в никуда. Если же мы хотим возродиться, то, прежде всего, нужно начинать с возрождения человеческого капитала. Для этого требуется совершенствование высшей, средней и начальной школы, переход на другие образовательные программы, призванные учить людей думать, воспитывающие их. А сегодня высшая школа порой даже развращает молодежь через разные программы, которые содержат яд и уничтожают души людей. Но коренная перестройка школы возможна только тогда, когда возникнут серьезные повороты во всей нашей внутренней и внешней политике.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

15. Уважаемому Федору Федоровичу - с доброй, слегка грустной иронией:

ЦИТАТА: "Я сдерживался-сдерживался..." :о) (а) Кадр из к/ф: "Ходишь-ходишь, а потом вдруг БАЦ - вторая смена..." (б) Кадр из м/ф + ... - ...: "Мы строили-строили..." + "...а получилось как всегда" - "глубже (хуже)". :о) (в) (чуть грустнее) Кадр из к/ф: - Я давно за Вами наблюдаю... - Возвращайтесь обратно и продолжайте наблюдение. (г) (еще грустнее) Кадр из м/ф: - ...улетел, но обещал вернуться... :о/

14. Re: Валентин Катасонов: Самый ценный ресурс в условиях рыночной экономики – это дурак

Ощущение, которое испытывают люди во многих странах, примерно таково - представьте, вы сидите в кафе, пьете лимонад, играет музыка, но почему-то уже начинают убирать стулья и подметать. Вас не торопят пока, но и не стесняются.

13. Георгий

А с чем Вы не согласны? За Сталина обиделись? Я бы только добавила. что не только мы, но и все люди явно потеряли ценность. Такое впечатление у живущих там из тех. кто умеет делать выводы. Закономерный итог антропоцентризма. Народное хозяйство - не спасет. Нечего было человеку на место Бога громоздиться.

12. 9. Ф. Ф. Воронов

Да уж, блестнули Вы культурой слова, ничего не скажешь. Ваше творчество, конечно, подредактируют, но след позорный Вы оставили. И еще раз подтвердили, что "в тихом омуте черти водятся".

Георгий / 01.10.2011

11. Re: Валентин Катасонов: Самый ценный ресурс в условиях рыночной экономики – это дурак

Спаси Господи автора за мужество - нелегко сейчас правду говорить. Дураки-то очень злопамятные.

Георгий / 01.10.2011

10. Круг в диалектике о.о.

Постмодернист говорит :модерн - "дурак"! Позитивизм говорит:деньги - цель ,а все остальное приложится! Модернист говорит:деньги и разврат - зло! Это образует замкнутый круг общественного мышления,а значит и государственного мышления(без учета стратегического вмешательства Промысла). В "сухом остатке " - безнравственное мышление. А должно быть примерно так: Постмодернист говорит - модерну - я,дурак,доказываю ,что ты - умный. Позитивист говорит - деньги - средство. Модернист говорит - деньги - средство развития ума. И венчается все мировоззрением,где нравственность соблюдения заповеди Божией считается основой.А грехопадение осознанно нравственно-научно в новой парадигме.

9. Правильная статью. Но дело глубже (и хуже).

На самом деле, проблема с образованием в России (как и в других странах, но в каждой по-своему) -- это проблема глобализации. Глобализация уничтожила понятие народного хозяйства отдельной страны, когда учителя, врачи, инженеры и т.п. нужны были обществу в целом, потому что обществу в целом нужно было иметь систему здравоохранения, промышленность для выпуска товаров и т.п. и т.д. В условиях глобализации это всё потеряло смысл, хотя люди по инерции думают в старых понятиях. Посмотрите на западные страны. Там производство реальных вещей почти исчезло и продолжает сокращаться. Всё производство (которое принадлежит наднациональным корпорациям) вывезено, напр., в Южный Китай, где работают за гроши (но где и эти гроши являются верхом благополучия, поэтому есть очередь к каждому рабочему месту). Производство в России целенаправленно уничтожается, а то, что остается, переориентируется на "внешнюю систему", где заводы принадлежат, например, немцам, и оборудование тоже немецкое, и чинит и налаживает его командировочный из Германии. Для русских остается примитивный труд по обслуживанию, где кроме умения аккуратно нажимать на кнопку ничего не требуется. Зачем в таких условиях русские инженеры?! Я уже не говорю про пресловутую "трубу". В России живут еще старым сознанием, а между тем ясно, что по глобальному плану у нас нет места ни оригинальной науке, ни собственной промышленности, ни чему, собственно. Поэтому системы образования, здравоохранения и социального обеспечения в России обречены на демонтаж. Фундаментальное образование уничтожается совершенно сознательно (а не по чьему-то недомыслию), потому что оно (а) не нужно в несамостоятельной стране, (б) вредно, так как может плодить думающих и недовольных, следовательно, опасно. А здравоохранение и соц. обеспечение в стране, которая будет низведена на уровень пресловутых "БИК" (Бразилии, Индии и Китая), просто не по карману, да и зачем церемониться с туземцами?! Кто помрет, тот помрет. Всё равно столько народу им не требуется. Я могу допустить, что оставят, как заповедник (или охотничий заказник, скорее) один-два приличных университета, для работы на экспорт, ну и балетное училище какое-нибудь, для того же. А так, русские туземцы перебьются... Единственный способ ситуацию изменить -- это сделать, чтобы у нас снова было независимое и ОТДЕЛЬНОЕ (не часть глобальной системы) народное хозяйство. Тогда будет потребность и в образовании, и в инженерах, и в том, чтобы все граждане были здоровы, и т.д. Но для этого нужно ВЫЙТИ из "мировой системы" (как Фёдор Кузькин в знаменитой повести Можаева вышел из колхоза). Вопрос, однако, в том (даже оставляя в стороне практическую сложность такого выхода): хотят ли наши люди именно этого? Готовы ли отказаться от мелких благ цивилизации, условно говоря, от подержанных иностранных автомобилей, или потенциальное существование на уровне Бразилии/Индии всех устраивает? Вот вопрос. (Не могу не отметить свое недоумение по совсем отдельному поводу: публикуя такие вызывающие размышления статьи, как эта, редакция Русской Народной Линии рядом печатает низкопробную <...>, как стихи о товарище Сталине иерея Буланникова и безграмотные опусы свящ. Алексия Мороза или Александра Шумского. Вы уж извините меня за откровенный русский язык. Я сдерживался-сдерживался, но больше сдерживаться не могу. В принципе, такая неразборчивость редакции, вернее, ее неспособность разбираться, тоже из симптомов уже произошедшего падения культурного уровня.)

8. Re: Валентин Катасонов: Самый ценный ресурс в условиях рыночной экономики – это дурак

В 1972 году я заканчивал МГИМО, мы уже на первом курсе знали куда пойдем работать. - непоказетельный пример, мягко говоря :) Сегодня настолько мутировала экономика, что говорить о высокой потребности в специалистах, каких бы то ни было, не приходится. Мы живем в условиях рыночной экономики, которая сама по себе ничего не производит. Производить она может только в исключительных случаях, потому что производство - это достаточно нерентабельный вид экономической деятельности. --- в высшей степени нелепые предложения.

7. Re: Валентин Катасонов: Самый ценный ресурс в условиях рыночной экономики – это дурак

К слову, писал тут везде и всюду свои комментарии один юристик, сетовавший, сколь много сил отдал он на 5 лет учебы в вузе. Ему бы, судя по всему, у станка работать, а он, видите ли, силы отдавал... . И таких выпускников большинство.

Эрик Лямпе / 30.09.2011

6. Re: Валентин Катасонов: Самый ценный ресурс в условиях рыночной экономики – это дурак

Неужели не ясно, что нам не нужно столько людей с высшим образованием? Раньше с класса в вуз поступало человек 5-6, сейчас - почти все.

Эрик Лямпе / 30.09.2011
Валентин Катасонов:
Все статьи автора
"Обсуждаем закон об образовании"
Ускорение прогресса или приближение заката?
Стоит ли глобальная гонка технологий угрозы потери суверенитета страны
01.07.2020
Законы, отменяющие наше имя и саму человеческую суть
Автор и ведущая программы «Территория семьи» на радио «Радонеж» Людмила Рябиченко рассказывает о новых «цифровых» законах, активно трансформирующих нашу жизнь вне нашего согласия
29.06.2020
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Какая же система образования необходима нашей стране?
23.06.2020
Четвёртая информационная революция
Как не превратить её в очередное «кидалово» российского образования?
22.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Если православный, должен проголосовать за поправки!
Новый комментарий от Агафон
2020-07-01 23:25
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-07-01 21:33
«Covid меняет мир»
Новый комментарий от Vik
2020-07-01 17:31
Ускорение прогресса или приближение заката?
Новый комментарий от Виктор
2020-07-01 16:04
15-летию трагической гибели спецназовцев отряда «Русь»
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-01 15:57
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-07-01 14:12
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-01 10:33