Алексей Светозарский: «Это был спор о разных монашеских практиках»

Кандидат богословия о церковно-религиозном «дискурсе» «нестяжателей» и «иосифлян»

0
559
22 сентября отмечается память преподобного Иосифа Волоцкого, и в этом же году исполняется 420 лет со дня его общецерковного прославения. Преподобный Иосиф известен в русской истории как главный «оппонент» преподобного Нила Сорского, именно из их спора об образе монастырской жизни, взаимоотношении Церкви и государства возникли направления «нестяжателей» и «иосифлян». Примечательно, что Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, будучи в жизни «непримиримыми оппонентами», оба прославлены Русской Церковью в лике святых. Можно сказать, что святые на собственном примере доказали постулат апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). О споре «иосифлян» и «нестяжателей» «Русской народной линии» рассказал заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидат богословия Алексей Светозарский:

Я бы не стал называть Иосифа Волоцкого и Нила Сорского противниками, ведь их религиозно-философский спор не имел характера личного противостояния. По сути, это был спор о разных монашеских практиках.

Скитское житие Нила Сорского напоминает восточную практику того времени, существовавшую на Афоне и в других монастырях, где существовало небольшое количество братии, которое трудом рук добывают себе хлеб насущный, монахи собираются в церкви, а кельи их поставлены на расстоянии брошенного камня. Неприятие монастырского землевладения связано с необходимостью трудиться и не пускаться в житейское попечение.

Способ монашеской жизни, который традиция связывает с именем преподобного Иосифа Волоцкого, – это, по сути, линия преподобного Сергия Радонежского – при его жизни Троицкий монастырь стал приобретать первые села, так же было в Киево-Печерском монастыре в домонгольский период. Но и в данном случае землевладение освобождает монаха от попечений, потому что вопросами экономическими здесь занимаются люди, работающие при монастыре по найму, а монах посвящает себя целиком молитве. Кроме того, освобожденный от необходимости работать и получающий все необходимое на трапезе монах имел больше времени и возможности для книжных занятий. Иосифов образ жизни предполагает напряженные интеллектуальные занятия.

Ограждая монахов от соблазнов, в монастырях «иосифлянских» действовал очень жесткий устав. Монахи-«нестяжатели» усиленно молятся и трудятся, «иосифляне» в большей степени ограждаюся жестким уставом - множество земных поклонов, запрет держать что-либо съестное в кельях и т.д. При первых поколениях этот устав соблюдался строго. Конечно, со временем эти первоначальные рамки смягчались и занижались. Это естественный процесс, который наблюдался и на Востоке, и на Западе.
Хотя позиция единомышленников и последователей Нила Сорского была более мягкой, но с другой стороны это обернулось для них большой бедой: в те монастыри, куда отправлялись на покаяние еретики, проникала ересь, и сами монахи нередко этой ересью заражались.

Что касается личных отношений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, то их полемика велась в основном наглядным примером, - они посылали друг к другу своих учеников. Позднейшие исследователи, прежде всего в зарубежной и нашей либерально-интеллигентской среде, утверждали, что одни («нестяжатели») были чистые и непорочные, а «иосифляне» - «грубые государственники». Ведь Иосиф Волоцкий известен как твердый русский патриот, ему же ставят в вину жесткую позицию в отношении еретиков. Конечно, это мнение наносное - серьезные и глубокие исследователи уже давно не противопоставляют одних другим. Нет ничего удивительного в том, что и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский канонизированы. Более того, позднее опыт обоих был востребован Русской Церковью.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Еще раз о нестяжателях

Безусловно, очется помирить всех и вся, чтобы как-то гармонизировать историю, чтобы уважать предков по заповеди. Но будьте же здравомыслящи, ведь это была не полемика на интернет-форуме, ведь людям просто затыкали рты. Их морили голодом в монастырских темницах, их подвергали пыткам, их казнили. И это называется взаимным дополнением? А Максим Грек за что пострадал, за то что привнес в нашу жизнь заветы Афона? За то что неосторожно стал на сторону нестяжателей, когда это было смертельно опасно? И в физическом уничтожении этих людей вы видите некую правду? Господа, о чем это вы?
Писатель / 22.09.2011, 20:09

4. Re: Алексей Светозарский: «Это был спор о разных монашеских практиках»

Абсолютно правильная позиция, профессор глубоко прав. Между иосифлянами и нестяжателями не было непреодолимого антагонизма, они взаимно дополняли друг друга. Легенда о таком антагонизме запущена в широкое пользование Г.М. Федотовым, который придал публицистический блеск штампам либеральной историографии 19 века.
В.Семенко / 22.09.2011, 18:19

3. Re: Алексей Светозарский: «Это был спор о разных монашеских практиках»

Святой Иосиф был разоблачитель жидовствующих в РПЦ!
/ 22.09.2011, 18:04

2. Лукавая заметка

Простите, но мне представляется, что вопрос о противостоянии "иосифлян" и "нестяжателей" не так уж прост, чтобы прятаться от него доводом об обоюдной канонизации. Собственно говоря, в свое время этот спор был завершен грубыми административными методами, и по сути остался неразрешщенным. Он и до сих пор продолжается, например в полемике о работах Н. Сомина. Понятно, что нынче рулят чистые "иосифляне",и им не по душе любое воспоминание о Ниле Сорском и его учениках, вот и сводится все к благообразному взаимному примирению, к искусству дискуссии, хотя речь идет об обете нестяжательства, который каждый монах клятвенно посвящает себя Господу. А когда нарушен этот основополагающий принцип, то и все остальное рушится без проблем.
Писатель / 22.09.2011, 13:08

1. Re: Алексей Светозарский: «Это был спор о разных монашеских практиках»

Хорошая заметка.
М.Яблоков / 22.09.2011, 11:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Светозарский
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи Алексей Светозарский
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06