«Понятно, что постсоветская реинтеграция имеет не просто огромное количество противников, - продолжил аналитик, - но и сил, которые готовы противодействовать этому процессу всеми возможными способами. Причем по большей части сил внешнего происхождения. Внутренние силы мы тоже знаем, но они во многом являются продолжением внешних. И не могут ими не являться. Потому в ряде стран, в которых существуют устойчивые русофобские настроения, есть соответствующая политическая база, всячески пестуемая и расширяемая. Впрочем, в странах Таможенного союза такой базы нет. Однако здесь тоже есть определенная часть элит, которая легитимируется на международном уровне за счет предложения специфических услуг в качестве агентов постсоветской дезинтеграции».
«В этом смысле интеграция в рамках ТС во многом является конспиративной политикой. Но наша страна уже устала от конспиративной политики. Цели нужно заявлять публично. Тогда под этими целями появится мощная политическая поддержка. Причем не только в России, но и в тех странах, которые мы хотим вовлечь в процесс реинтеграции. Пока они политически потеряны для нас. Например, у некоторых были иллюзии, связанные с приходом к власти Виктора Януковича. Однако мы видим, что его появление на властном олимпе никоим образом не приводит к ускорению интеграции с Украиной. А в каких-то моментах вектор движения имеет прямо противоположную направленность», - отметил эксперт.
«Впрочем, как мы можем рассчитывать на политическую поддержку целей постсоветской политической же интеграции, если они открыто не провозглашаются? Вместо этого наши власти предпочитают говорить о «прагматических экономических проектах», которые действительно важны и выгодны, но они не могут рассматриваться в качестве политической цели. А так это все повторюсь, конечно, в целом очень здорово. Речь даже не идет о том, что конкретно даст нам создание единого рынка труда на постсоветском пространстве. Потому что рынок труда - это просто часть единого рынка. А что в свою очередь дает он, объяснять даже как-то странно. Понятно, что существует синергетический эффект и есть конкретные цифры, которые показывает автоматический рост ВВП при такого рода интеграции», - считает Михаил Леонтьев.
«Чтобы иметь возможность развиваться автономно, - продолжил он, - чтобы хотя бы в какой-то степени не зависеть от общей мировой конъюнктуры (которая в целом есть и будет в ближайшее время отрицательной в рамках углубляющегося кризиса глобальной экономики), нужно обладать минимальной емкостью внутреннего рынка. Понятно, что Россия со 140 млн населения, безусловно, таким рынком не является. И даже Таможенный союз в своих нынешних границах не является тоже. Это должна быть более широкая интеграция (речь идет еще как минимум об Украине)».
«Также нужно говорить о подключении к интеграции государств, находящихся за рамками постсоветского пространства. Например, той же Монголии. Между прочим, мы потеряли это государство, где сегодня полностью хозяйничают китайцы и американцы. Причем речь идет о стране, которая страшно богата ресурсами. Причем все большая часть промышленных предприятий здесь построена и создана нами, а пользуется всем этим добром кто попало. Или, например, как известно та же Киргизия рвется в Таможенный союз. На определенном этапе нам это было бы выгодно. Другое дело, что в таком случае нам придется взять на себя ответственность за стабилизацию ситуации в этой стране. Потому что если ты включаешь в состав интеграционного объединения слабое и нестабильное государство, то, как говорится см. выше пример ЕС», - заключил Михаил Леонтьев.