Круглый стол, посвященный теме старых обрядов и преодолению последствий раскола XVII века, прошел 17 июня в Красном зале Выставочного центра Северо-Запада РФ в рамках Троицкой Православной выставки, сообщает пресс-служба Союза Православных Братств. Участниками круглого стола были игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви св. Николы на Берсеневке г. Москвы, В.Смирнов - автор книг «Падение Третьего Рима» и «Партесное пение-путь в прелесть», известный церковный публицист Д.Саввин. Вел круглый стол заместитель руководителя Центра консервативных исследований, член общины церкви св. Николы в Студенцах г. Москвы М.Тюренков.
Перед началом круглого стола присутствующим (их было около 100 человек) был показан фильм о старообрядных приходах РПЦ МП.
Д.Саввин говорил об ущербной модели единоверия в дореволюционный период. Отношение к нему в известной степени было как к переходной ступени к полному слиянию с новообрядчеством. «Нельзя разделять внешнее и внутреннее. Искажая внешнее, мы и внутреннему вредим»-отметил он.
М.Тюренков обратил внимание на слабую просвещенность среди духовенства и мирян в этих вопросах и выразил уверенность, что также как клятвы на старые обряды, наложенные по «недоброму разумению» потом были сняты, так будут реабилитированы протопоп Аввакум и его сподвижники.
В.Смирнов рассказал об истории написания им книги «Падение Третьего Рима» и привел ряд примеров испорченности современных богослужебных текстов, как результат реформы патриарха Никона.
Вот некоторые примеры: глагол «не даждь» вместо «отжени» - после перечисления грехов в молитве прп. Ефрема Сирина; «моря Чермную пучину» вместо «моря Чермнаго пучину»; «крестообразныма рукама» (речь о пророке Моисее) вместо «крестообразно руками»; «Водою попалил еси» вместо «Жертву и воду попалил еси» - в ирмосах, «воздаяние грешников» вместо «воздаяние грешником» - в пс. 90, воде «скачущей в жизнь вечную» вместо «приводящей в жизнь вечную»-в ектенье на Великом освящении воды; «Свет в откровение языков» вместо «языком»- в тексте «Ныне отпущаеши» и др.
Всего по подсчетам В.Смирнова в тексте современной псалтыри более 120 ошибок и погрешностей, а в чине крещения их около 60.
Обильно цитировал выступавший святых, прославленных в послераскольный период (еп. Феофана Затворника о «мраке в книгах» и критику еп. Игнатия (Брянчанинова) партесного пения и западной живописи). Особо выступавший остановился на вопросе о прп. Серафиме Саровском, на которого обычно ссылаются апологеты никоновой реформы. По мнению В.Смирнова, многие факты из его жития сфальсифицированы и что он молился по дониконовскому чину и крестился двуперстно. Братию Саровской пустыни при ее возникновении составили старообрядцы-безпоповцы, получившие благословение, перейдя в официальную Церковь, молиться по старым обрядам.
Игумен Кирилл (Сахаров) по просьбе собравшихся подробно рассказал о посещении Патриархом его прихода в Великую Субботу и предложил принять итоговый документ круглого стола с призывами к Священноначалию выразить на соборном уровне сожаление по поводу гонений на ревнителей древнего благочестия, усилить контроль за тем, чтобы крещение совершалось через полное погружение, а иконопись и церковное пение соответствовали бы каноническим нормам.
Было предложено также начать процесс постепенного возврата к старым богослужебным текстам.