Великий духовидец и патриот

Иерей Александр Шумский о Патриархе Сергии и так называемом «сергианстве»

В воскресенье, 15 мая, исполняется 67 лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Известный московский пастырь клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках иерей Александр Шумский размышляет о значении личности и первосвятительском служении почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви:

Во все переломные моменты русской истории Господь даровал нам великих духовных и политических вождей, глубже многих своих современников понимавших смысл происходящих событий. В переломные, смутные времена все попытки аналитическим и логическим методом найти правильные решения обречены на неудачу. Когда все сдвигается со своих привычных мест, когда количество факторов, влияющих на ситуацию, увеличивается многократно, правильные решения в состоянии принимать только тот, кто способен интуитивно постигать скрытый смысл событий. Интуитивное постижение называется гениальностью. Таким гениальным политическим вождем был святой благоверный князь Александр Невский. Были и другие. Все они действовали в условиях полной неясности и предельного цейтнота, когда решения приходилось принимать практически мгновенно, почти без размышлений. Им не с кем было посоветоваться.

Гениальной интуицией обладали и духовные вожди русского народа. Святитель Алексий, священномученик Гермоген, святитель Тихон своей молитвой и своим личным подвигом спасали Русскую землю и русский народ в казалось бы совершенно безвыходных ситуациях.

В этой связи особо хочется сказать о Патриархе Московском и всея Руси Сергии (Страгородском), которого по праву можно поставить в вышеназванный ряд духовных русских вождей.

Сегодня споры вокруг фигуры Патриарха Сергия не только не утихают, но, напротив, обостряются. Это неслучайно, поскольку речь идет о выборе пути Русской Православной Церкви в сложнейших условиях начала нового века. Нельзя не заметить, что на Патриарха Сергия нападают и слева и справа. Слева нападают церковные либералы, справа крайние церковные консерваторы. Причем и тех и других не устраивает политика Патриарха Сергия в отношении советской власти и советского государства. Как видим, крайности сходятся. Похожая картина была и непосредственно при Патриархе Сергии. В чем его только ни обвиняли: в пресмыкательстве перед властью, предательстве интересов Церкви, в двуличии и т.д. и т.п. Одному Богу известно, что пережил этот удивительный человек, и как он все это выдержал, не впав в уныние и отчаяние. От одной только мысли, какие ему приходилось решать вопросы и на какие идти компромиссы, ради спасения Церкви и народа, становится не по себе.

Великий подвиг Патриарха Сергия состоял прежде всего в том, что он сумел преодолеть тяжелейшее искушение катакомбностью. Казалось бы, все было за то, чтобы уйти Церкви в катакомбы: и безбожная власть, открыто провозгласившая в качестве идеологии воинствующий атеизм, и настойчивые советы, даже требования, людей из ближайшего окружения Патриарха полностью порвать все отношения с безбожной большевистской властью, и многое другое. Но Патриарх Сергий, вопреки всем неотразимым аргументам и фактам, принимает гениальное интуитивное и единственное правильное решение протянуть страшной советской власти свою руку. Смешны те, кто считает, что Патриарх Сергий проявил здесь личное малодушие. Так могут говорить только люди, совершенно незнакомые с жизнью и характером этого человека. Также нелепо полагать, что ценой компромисса с советской властью он стремился приобрести патриарший куколь. Решиться взять на себя патриаршую ответственность в такой беспрецедентной по сложности исторической ситуации мог только человек, готовый идти на Голгофу.

Его обвиняют в том, что когда безбожная власть расправлялась с духовенством, он недостаточно возвышал свой голос в его защиту. Да, в ряде случаев Патриарх Сергий вынужден был молчать. Такова была страшная цена спасительного для Церкви компромисса.

Некоторые верхогляды сегодня, сыто почитывая книжки, утверждают, что если бы Патриарх Сергий призвал всех в катакомбы, то Господь Сам позаботился бы о Церкви и ничего с ней не случилось бы, и красная власть не смогла бы ее уничтожить. Эти верхогляды полагают, что им воля Божия известна лучше, чем Патриарху Сергию. У меня нет никаких сомнений в том, что Патриарх Сергий действовал не самочинно, а в согласии с Божией волей. Порукой тому является победа нашей страны в Великой Отечественной войне. Великая Победа была дарована России и русскому народу по молитвам, возносимым Русской Православной Церковью. И личная позиция Патриарха Сергия, полностью поддержавшего в Отечественной войне советскую власть и Сталина, явилась одним из главных духовно-нравственных факторов победы СССР над фашистской Германией. Очевидно, что если бы церковный курс, выбранный Патриархом Сергием, был ошибочным, то мы потерпели бы поражение в Великой Отечественной войне.

Несомненно и то, что сама жестоковыйная советская власть, сам Сталин стали смягчаться под воздействием Патриарха Сергия и его ближайших соратников, таких как митрополит Николай (Ярушевич) и будущий Патриарх Алексий (Симанский). Сталин умел благодарить за поддержку, и мы видим, как после войны заметно в лучшую сторону начинает меняться жизнь Церкви и верующих. Разве это не доказательство правоты великого Патриарха Сергия ?!

Некоторые наши зарубежные оппоненты не желают внимать никаким аргументам и продолжают использовать придуманный ими оскорбительный термин «сергианство», под которым подразумевается сотрудничество Церкви с неправильной государственной властью. При этом они не считают нужным как-то объяснять свою поддержку власти Гитлера!

К сожалению, многие мои соотечественники подпали под влияние антисергиевских зарубежных идеологов. А им следовало бы задать себе только один вопрос: почему Патриарх Сергий не покинул свою Родину в самый трудный для нее час, не уехал на благополучный Запад, как сделали многие, а остался со своей страдающей Церковью и со своим страдающим народом? Что мешало ему уехать? Ответ один: жертвенная любовь.

Я не собираюсь, разумеется, осуждать тех, кто покинул Россию в революционный период. В этом тоже был промысел Божий. Но вот, что совершенно непонятно - почему потом, когда все определилось, особенно после победы в Великой Отечественной войне, наши зарубежные братья не только не успокоились, а даже активизировали свою антисергиевскую политику?

Мы, конечно, надеемся, что судьбоносное присоединение Русской Православной Церкви за рубежом к Русской Православной Церкви исцелит, в конечном счете, духовную болезнь, называемую «антисергиевство». Но, пока еще, к сожалению, остаются за рубежом те, кто не захотел присоединиться к Матери Церкви, и они продолжают оказывать пагубное влияние на некрепкие и духовно нетрезвые головы некоторых наших соотечественников. 

И сегодня иногда раздаются голоса, что Русской Православной Церкви пора уходить в катакомбы, что она допускает слишком много компромиссов с государственной властью. Вспомним в этой связи слова самого Патриарха Сергия. На вопрос иностранного журналиста о его программе, он ответил: «Моя программа - программа Духа Святого; я действую сообразно нуждам каждого дня».

Возможно, наступит такой момент, когда Церкви придется уйти в катакомбы. И если это будет необходимо, мы получим от Бога точные указания. Говоря языком Патриарха Сергия, если нужда дня будет требовать от Церкви принять такое решение, она его примет.

Но у Патриарха Сергия мы должны учиться, прежде всего, трезвомыслию и рассудительности, без которых очень опасно брать на себя ответственность в принятии судьбоносных решений.

Глубочайшую оценку Патриарху Сергию дал великий православный русский богослов Владимир Лосский: «Пройдут еще годы, десятки, сотни лет, изменятся судьбы народов, изменится самое лицо земли, но до конца времен Церковь сохранит память великого святителя, наряду с другими именами, которые знает каждый христианин».

В заключении хочу рассказать о том, как вразумил меня двадцать лет назад наш великий старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Я приехал к нему посоветоваться по поводу своего рукоположения и разговор, в частности, зашел о Патриархе Сергии. Мы тогда начитались зарубежных книг, и нам казалось, что мы знаем истину. В ответ на мои сомнения в отношении позиции Патриарха Сергия, архимандрит Иоанн рассказал о своем тонком видении, которого он удостоился в молодости. Он также порицал Патриарха Сергия за его компромисс с советской властью. А видение было такое: в кафедральном соборе собралось множество прихожан, среди которых находился и будущий старец. Шла Божественная Литургия, вдруг молящийся народ расступается, и в образовавшейся коридор, прямо навстречу отцу Иоанну, направляется Патриарх Сергий, подходит к нему и говорит: «Вот ты меня осуждаешь, а я ведь каюсь».

Также рассказал мне архимандрит Иоанн о другом своем видении Патриарха Тихона, который предложил батюшке подержать патриарший посох, и когда архимандрит Иоанн попытался поднять его, то не смог этого сделать, настолько тот оказался тяжелым. Об этих духовных событиях из своей жизни старец рассказывал, конечно, не только мне.

Очевидно, что Патриарх Сергий больше всех ощущал и понимал весь трагизм и тяжесть своего служения, и только Богу известно, сколько покаянных и спасительных для Церкви и России слез пролил этот великий духовидец и патриот.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

120. г.-ну Ф.Ф.Воронову

Уважаемый Ф.Ф. На ваше (простите,но процитирую): « 90. Ф.Ф. Воронов: Nemo, на 89. 2011-05-18 в 00:55 Дорогая Nemo, согласен с Вами (и с цитируемом Вами А. Борейко). Да, каноническая легитимность Московской Патриархии, не имеющей, увы, преемственности от св. патриарха Тихона и Московского Собора 1917-18 гг., -- сомнительна. А сергианство -- яд, отравляющий церковный организм, сейчас более, чем когда-либо». Позвольте: Во первых, поскольку, как видно, Ф.Ф., Вы уже не первый уже год на РНЛ пребываете, позволю себе напомнить Вам, что капитан он и есть капитан, а вовсе не дама, в отличие от меня, например, и это Вы могли бы уже и заметить (хотя у вас в Альбионе, конечно все возможно теперь, как известно). А во вторых, позвольте в связи с вашим данным ярким высказыванием относительно «сергианства», предложить цитату из учебника для учащихся СПб духовных школ Зав. отделением церковной истории, и кстати небезызвестного прот.Г.Митрофанова. Полное название учебного пособия таково: Протоиерей Георгий Митрофанов. История Русской Православной Церкви 1900-1927..СПб.2002. Изд. Сатис. С 301-302. Цитирую: «А вот архиепископ Иларион Троицкий считает, что можно пойти на компромиссы в политической сфере, если это даст возможность сохранить чистоту Православной веры, если это даст возможность нанести удар по главным врагам Православия – обновленцам. Он и дальше будет проводить эту линию, пока его самого не арестуют власти. Уйдет архиепископ Иларион, рядом с Патриархом появится митрополит Петр (Полянский), который будет проводить ту же линию, пока его не арестуют. Уйдет митрополит Петр, тогда уже не будет Патриарха Тихона, и появится митрополит Сергий (Страгородский), который будет проводить ту же линию. Его потом тоже будут арестовывать в 1926 году. Результатом этой линии окажется, то, что в 1943 году Сталин будет фактически констатировать, что Церковь уничтожить не удалось». И в связи с введенным с началом "перестройки" т.н. термином «сергианство», который вы здесь употребляете, а также в связи данным процитированным мною текстом, Вам, уважаемый Ф.Ф., как жителю Британских островов, хочу порекомендовать не вмешиваться особо в наши здесь проблемы. Уверяю Вас, мы как-то сами разберемся, где и что у нас здесь (ин Раша) действительно является «ядом---, и особенно сейчас,отравляющим церковный организм", действительно ли он «смертельный» (or not), и какими противоядиями с ним бороться. Best regards (то есть с наилучшими пожеланиями). Dr. Сhemistry Iidija.

119. Re: Великий духовидец и патриот

Всё верно. Имя Патриарха Сергия стоит в одном ряду с именами Сергия Радонежского, Патриарха Иова, Патриарха Гермогена... Он-Патриарх Великой Победы, и имя его всегда будет жить в наших сердцах.

118. Эрику

А что же имя не православное, а какое-то скандинавское, варварское.

Аноним / 23.05.2011 03:47

117. Re: Великий духовидец и патриот

Евгений, я хожу не к попам-сталинистам и не к сергианцам, а в Дом Божий. В храмы моей православной церкви, в которой служили священниками многие мои предки, в том числе священномученики. В храмы, построенные на народные деньги до революции. В храмы с православными святынями... . И очень надеюсь, что нынешние попы, взявшиеся окормлять чиновничество и богатеев (бывших коммуняк), рано или поздно из церкви изыдут вон. Пережили мы монголо-татар, поляков, переживем и сергиан-коммуняков... . +++ Бог дал нам, русским людям, в утешение за обновленцев-сергиан восьмой столп России - св. Матрону Московскую. Святая Матрона никогда не судила, но и не хвалила Патриарха Сергия. Видимо, знала, что уготован для него суд на Небесах. Св. Матрона, в отличие от легимитизированных сов. властью сергиан, была советской властью всегда гонимая. Она, святая Матрона, олицетворяла своею судьбою судьбу гонимой церкви и гонимого властью народа. По сути своей, судьба св. Матроны - судьба несостоявшейся из-за Сергия катакомбной церкви. Легитимность церкви, достигнутая Сергием, ничто, пузырь, профанация. Миллионы верующих в реальности были лишены постоянного окормления в церкви. А те, кто ходили, находились под угрозой доносов и предательства, в том числе и со стороны священников-сергианцев, состоявших во внештатном общении с НКВД и КГБ.

Эрик / 20.05.2011 11:31

116. 111. Ф.Ф. Воронову

Простите, а разве подходить к обсуждаемому вопросу необходимо исключительно с иосифлянских позиций? Разве мученики - все до единого катакомбники-непоминатели? Вы ведь тоже очень избирательно приводите мнения лишь церковных диссидентов. А ведь их в сонме новомучеников и исповедников российских глубокое меньшинство.

Сергей Швецов / 20.05.2011 04:30

115. Ф.Ф.Воронову

Уважаемый Ф.Ф.Воронов, вопросы Вы поднимаете серьезные. Но жизнь всегда была полна таких вопросов. Если Вы думаете, что проблемы начались в 20 веке, то, полагаю, ошибетесь. Да, выбор в 20 веке стоял остро: или, или. И в этом особенность данного отрезка истории нашей Церкви. И многие соблазняются тем, что иерархи шли на компромисс. Еще кто-то здесь на форуме соблазняется отношением к старообрядцам, для кого-то камнем преткновения является крепостное право, стяжательство и пр. Вот, например, Осипов вообще революцию выводит из спора иосифлян с нестяжателями. Это признаки духовного роста, когда человек что-то по-новому пытается осмысливать, задает вопросы. Это закономерно в каких-то пределах. Плохо, когда человек не находит выхода Важно еще, какие ответы мы находим для себя. Вот здесь и проверяется наша верность Церкви. Грех в человеческой составляющей Церкви действительно есть и от этого никуда не уйти, соблазн действительно есть. Конкретный пример - деканонизация св. Анны Кашинской. Но Господь Дух Святой человеческий грех исправляет со временем и посрамляет разум разумных. Святая Анна была вновь прославлена в правление св. Николая II. Рано или поздно каждый христианин должен будет стоять перед таким выбором: как относиться к греху, который очевиден, и что по этому поводу делать. Позиция человека, который мечется и мучительно ищет для себя ответ на этот вопрос, а не прикрывается общими рассуждениями, достойна уважения. НО... Грех раскола является САМЫМ тяжелым/ И здесь диавол губит многих ищущих, уводя их от спасения во Христе. Так было со старообрядцами и с многими другими ушедшими в раскол. Начинается это с путаных рассуждений, похожих на те, которые Вы приводили: вроде мирянам можно, если в простоте, а если не в простоте, а сознательно?.А священникам почему нельзя? Вам и Вашим единомышленникам по данной проблеме уже задавали, по-моему, прямой вопрос: Вы считаете Русскую Православную Церковь Московского Патриархата безблагодатной? Ответьте себе на этот вопрос определенно. Грех раскола ХУЖЕ стяжательства и соглашательства с властями. Помоги Вам Господь.

Евгений / 19.05.2011 08:57

114. 111. Ф.Ф. Воронов

Вы пишите : "Следует учесть, что она написана с "сергианских" позиций..." Мне думается, что эта , как и все остальные книги Владыки ,написана с позиций русского архиерея, страдающего за свой народ , отступивший от Бога, по-настоящему, по-отцовски любящего и жалеющего его. Именно поэтому я и советую прочесть эту книгу всем, кто ищет ответ на обсуждаемую тему.

113. На 109: Евгению.

Уважаемый Евгений: Вы разве не знаете о существовании проблем в сегодняшней Русской Церкви ("РПЦ МП", как Вы пишете; покойный Патриарх Алексий II один раз очень убедительно высказался, прося православных аббревиатуры применительно к Церкви не употреблять)? То, что у нас не всё в порядке, никому не секрет. Иначе на той же "Русской Народной Линии" не писали бы то о экуменизме, то о стяжательстве духовенства, то о ново-обновленчестве. Если бы было всё в порядке, не возникали бы время от времени такие обращения как епископа Диомида или недавнее ижевских отцов. Или Вы думаете, что это исключительно от лукавого? Если задумываться о происхождении проблем, приходится смотреть на церковную историю, и с проблемой "сергианства" сталкиваешься немедленно. Лично я могу только позавидовать людям, которые от всех подобных раздумий далеки (они и на "Русской Народной Линии" не пишут, да и вряд ли ее читают), ходят в ближайший храм и причащаются там "в простоте", используя выражение святителя Кирилла. Но любой такой "простой" человек не гарантирован от того, чтобы внезапно, по тому или иному поводу, не "въехать мордой об стол" в церковные реалии. Я в своей жизни, к сожалению, уже прошел этап детской непосредственности по отношению к церковным делам. Что касается хождения или нехождения "в храмы РПЦ МП", как Вы пишите, меня действительно силком не тянет никто. Но я нахожусь в положении той деревенской старушки, которой не очень-то доступно выбирать, в какой храм ходить. В таком же положении находится большинство русских православных, в отечестве и в разсеянии суших. Рад за прихожан о. Сергия Кондакова в селе Завьялове по Ижевском -- у них теперь возможность выбора появилась.

Ф.Ф. Воронов / 19.05.2011 05:21

112. На 101. Галине Стариковой

Уважаемая Галина, Книга приснопамятного владыки Иоанна (она доступна, например, здесь: http://krotov.info/history/20/1920/snychev_2.htm, см. также http://krotov.info/history/20/1920/snychev_1.htm) весьма интересна и содержит много фактов. Следует учесть, что она написана с "сергианских" позиций, т.е., например, в этой книге оппозиция митрополиту Сергию трактуется как раскол. Первоначальный текст, по словам автора, был подготовлен как магистерская диссертация в 1966, и время наложило неизбежный отпечаток на характер изложения. Несмотря на добавления 1995 г., общий "про-сергианский" подход остался в книге неизменным.

Ф.Ф. Воронов / 19.05.2011 02:49

111. 106. Александр Изгоев

Ну приехали,живем мы и пишем на форуме всю благодаря митр.Сергию и наверно благодаря декларации 1927 года,а я вообще думал ,что благодаря Господу Богу и его милости к нам грешным. Хорошие у Вас аргументы,ничего не скажешь.

Владимiръ / 19.05.2011 02:38
Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Последние комментарии
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.01.2021 11:13
Американская Павлик Морозов
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.01.2021 11:10
Житель Орла оштрафован за оскорбление чувств верующих
Новый комментарий от Александр Волков
17.01.2021 10:43
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Наблюдатель
17.01.2021 10:18
Стране нужны политологи!
Новый комментарий от Александр Волков
17.01.2021 10:12
Нас посетил Государь
Новый комментарий от Егоров
17.01.2021 04:51