«Хочется надеяться, что первая любовь этих священников ко Христу и к Церкви пробьется в их сердцах и приведет их к тому, чтобы они посмотрели на ситуацию со стороны и, может быть, покаялись и вернулись в ту Церковь, где есть люди с разными мнениями, с разной жизненной историей, с разными позициями относительно настоящего и будущего России, но все они движимы Христовым единством и при всех своих различиях готовы... совершать единое дело спасения, которое... является главным смыслом существования Церкви Божией в этом мире», - заявил в эфире православного телеканала «Союз» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, передает Интерфакс-Религия.
Напомним, что в конце марта протоиереи Сергий Кондаков, Михаил Карпеев и священник Александр Малых выступили в Интернете с обращением к Патриарху. Они, в частности, обвинили его в экуменизме и унии с папизмом.
Отец Всеволод призвал ижевских клириков подумать, всегда ли они действуют «по-настоящему самостоятельно», не находятся ли под влиянием сил, которые хотели бы любой ценой «столкнуть Церковь и народ, Церковь и власть, православных христиан друг с другом и через это разделить и поставить на колени православную Россию».
Говоря об этом, священник указал на сходство аргументов ижевских клириков с аргументами ультралибералов, в частности, на то, что и те, и другие, вменяли Церкви в вину «сотрудничество с КГБ».
По словам отца Всеволода, нет ничего плохого в самом факте контактов с теми или иными органами власти. «Плохо было тогда, когда верующие люди использовали эти контакты для того, чтобы говорить неправду о ближних, для того, чтобы подставлять под удар репрессивной машины тех или иных братьев и сестер во Христе, которые доверили им те или иные сведения о себе», и о недопустимости такого рода поступков Церковь, как отметил отец Всеволод, «очень ясно сказала».
Он отверг и обвинения в якобы некритичном отношении Церкви к государственной власти, заметив, что из всех сил, которые продолжают поддерживать нормальные отношения с властью и которые пользуются реальным доверием в обществе, «Церковь практически единственная, кто постоянно говорит о том, что власть делает не так», и о том, что нужно изменить в социальной, экономической политике, в отношении к таким общественным проблемам, как ювенальная юстиция и вмешательство государства в дела семьи и др.
«Можно ли на этом фоне утверждать, что Церковь только поет дифирамбы власти, что она безгласно следует всему, что власть говорит?» - задал вопрос священник.
Безосновательны, по его мнению, и упреки из Ижевска в якобы имеющих место экуменических «злоупотреблениях» со стороны Русской Церкви.
Подводя итог, отец Всеволод заявил, что Церковь сегодня открыта к широкой дискуссии - по всем вопросам можно высказываться и в рамках Межсоборного присутствия, и в рамках дебатов, которые сегодня ведутся в церковных СМИ и в Интернете. Однако ижевские священники избрали, по его словам, другой путь – «путь обвинений, прекращения поминовения своего Предстоятеля, то есть практически путь выхода за ограду канонической Церкви».
Считая этот путь «очень и очень неверным», ведущим в «духовный тупик», отец Всеволод признался, что ему «искренне жаль трех искренних, болеющих за Церковь людей, которые этим путем пошли».