Игумен Августин (Анисимов): «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»

Известный пастырь не согласен с психологом Д.Новиковым, что священникам нужна профилактика «психического истощения»

Епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов) 
ДелоРус и Александро-Невская Семья 
0
03.03.2011 446
«Важнейшим моментом в нашей жизни является понимание антропологии. Если всю антропологию рассматривать только как ту данность, которая есть в человеке, - его организм, нервная система, мозг и другие органы тела, - то тогда вступает в действие медицина, в частности психиатрия, которые лечат людей на телесном уровне, рассматривая человека, прежде всего, как телесную сущность. Это чисто атеистический подход к человеку», - сказал в интервью «Русской народной линии» наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), комментируя интервью доцента Высшей школы психологии Дениса Новикова порталу «Интерфакс-религия».

«На основании своего опыта могу заключить, что синдром эмоционального выгорания у священников - очень важная тема, - сказал в интервью Д.Новиков. - Не думаю, что в среде священнослужителей понимают всю серьезность проблемы. Эмоциональное, интеллектуальное и физическое истощение - явление, с ним в той или иной степени сталкиваются многие специалисты, деятельность которых связана с помощью людям. И тем более священники, которые постоянно в своем служении сталкиваются с болезнями, смертью, тяжелыми грехами, с душевной болью и отчаянием людей».

По словам психолога, в профессиональных психотерапевтических сообществах проблеме эмоционального выгорания уделяется довольно много времени. «Будущих специалистов учат заниматься профилактикой психического истощения, существуют специальные ежегодные восстанавливающие программы для психотерапевтов, - сказал Новиков. - Организуются специальные психологические группы для профессионалов, так называемые балинтовские группы, целью которых является предотвратить подобные симптомы у участников. Я хочу сказать, что профилактика и лечение эмоционального выгорания должны быть серьезным, хорошо организованным процессом в сообществе коллег. В противном случае человек обречен бороться с эмоциональным выгоранием в одиночку, что оказывается крайне неэффективным, а прогрессирующее эмоциональное истощение чревато затяжными депрессиями и психосоматическими заболеваниями».

По мнению же игумена Августина (Анисимова), большинство современных врачей имеют атеистический подход к человеку. «Для них человек - это не образ и подобие Божие, а материальное тело с сердцем как неким "движком", который гоняет кровь по организму. Но когда мы обращаемся к Церкви, к Священному Писанию, мы обращаемся к феномену, который находится за пределами нашего телесного начала. Человек сотворен по образу и подобию Бога. Человек был сотворен Богом духовным существом, наделенным дарами Святого Духа, - премудростью, разумом, благочестием, страхом Божиим, ответственностью. Именно такой человек и должен был жить на земле, именно он и был призван управлять этим миром», - считает он.

Но в результате грехопадения, отметил священник, «человек сошел на телесный уровень» и стал подменять духовную жизнь «познанием, рассуждением, рационализмом». «Но большинство врачей, правителей и законодателей этого не понимают. Они рассматривают человека только как телесное существо, они не понимают даров Духа Святого. Они уподобляют служение священника деятельности чиновника. Иногда говорят, что служение священника и врача похоже. Нет, не похоже. Оно похоже только по форме, поскольку и священник и врач имеют дело с человеком, но их служение не похоже по содержанию. Врачи, рассматривая человека как телесное существо, имеют дело, прежде всего, с нервами и чувствами, а чувственные ощущения могут быть страстными и порочными. Человек, не обладающий дарами Духа Святого, не имеющий общения с Богом, не живущий по законам Божиим, представляет собой только телесное существо. Иное дело - священник. Это как другая личность. Если священник живет в общении с Богом, стяжает благодать Божию, то к нему просто неприменимо понятие "эмоциональное выгорание". Тогда священник не знает усталости. Я порой исповедую до двух-трех часов ночи, через меня проходит тысячи людей, и я хорошо понимаю, что выдержать такую нагрузку не в человеческих силах. Но если священник с Богом, если он сохраняет благодать Божию, то он, дав немного отдохнуть телу, снова приступает к своему пастырскому служению, не зная усталости. Когда священник исповедует человека, то его не интересует его тело и его психика, он смотрит лишь на то, в какой степени поведение этого человека соответствует воли Божией. И если священник видит несоответствие, то он вносит коррективы в поведение человека с тем, чтобы оно пришло в соответствии с волей Бога», - отметил игумен Августин (Анисимов).

«Ныне модно говорить об эмоциях и эмоциональности. В системе образования понятие "чувство" заменили словом "эмоция". Все время говорится об "эмоциональном воздействии" и о том, что люди должны жить эмоционально. Несмотря на то, что для понимания природы телесного человека важно иметь представление о чувствах и нервной системе, но надо понимать, что чувства могут стать порочными и страстными. Нередко человек попадает в зависимость от своих страстей и пороков, становясь их рабом. Преобладание эмоционального начала в человеке ведет к пороку, а именно на эмоциональную составляющую человека обращается внимание системы образования. Мало того, страсти разжигаются в человеке СМИ и поп-культурой, прежде всего, кинематографом. Ныне также модна теория стресса, предложенная французскими учеными. Сегодня делается упор на чувственном начале человека и совершенно игнорируются цели Бога о качестве человека. Напротив, задача Церкви заключается в том, чтобы ослабить зависимость человека от тела и чувств, научить человека воздерживаться от удовлетворения потребностей тела, сделать так, чтобы душа не была рабыней тела. Церковь в отличие от медицины и психиатрии видит в человеке не только телесное, но и духовное, интеллектуальное и нравственное начало. Если бы врачи исходили из церковной антропологии, то многие проблемы, с которыми они борются, разрешились бы сами собой. Что же касается так называемого "эмоционального выгорания" священников, то по отношению к священнослужителям это понятие использовать некорректно», - заключил игумен Августин (Анисимов).

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Re: Игумен Августин (Анисимов): «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»

"Священник, хоть и я является, наделенным благодатью от Бога," - т.е. Благодать недостаточна. Очень прискорбно читать такое от лица церковнослужателя. Кстати, терминов "выгорание" уже активно пользуются для дисредитации честных священников.
lucia / 03.05.2011 08:00

10. о духовном начале

Нельзя забывать, что не зависимо священник ты или мирянин, у каждого есть духовное начало. И каждый человек на земле может быть причастен святости.
диакон Алексей / 03.05.2011 04:26

9. Священник не застрахован от выгорания

Д.Новиков прав в том утверждении, что как врачи, педагоги и вообще все люди, священники в том числе подвержены в какой-то степени "выгоранию". Авторитетный материал на эту тему вышел в Журнале Московской Патриархии №1 2011 года стр. 46-53. Священник, хоть и я является, наделенным благодатью от Бога, остается таким же человеком, как и все другие. Архимандрит Софроний Сахаров в своих трудах часто затрагивает тематику "кризиса веры", "духовного кризиса священнослужителей", которую конечном счете выводит в отчаяние и уныние пастырей. Если мы говорим о священнике, как о человеке, имеющем трехсоставную природу, то каждая состовляющая часть этой природы находиться во взаимосвязи. Проблемы одной составляющей в большей или меньшей степени отражаются или оказывают влияние на другую составляющую этой трихотомии. Кризис профессионального "выгорания" и кризис пастырского служения несколько отличаются по форме, но очень схожие по сути разновидности ценностно-смыслового кризиса личности.
диакон Алексей / 30.04.2011 07:17

8. О выгорании

Эмоциональному выгоранию как раз и подвержены сами психологи,врачи и иже с ними , "лечащие и спасающие".Вот они и истощаются при взаимодействии "человек-человек", так, как правильно сказал игумен Августин, рассматривают нас только как телесных существ, забывая про духовное начало.
евгения / 01.04.2011 16:44

7. Re: Игумен Августин (Анисимов): «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»

Нищета духа - и есть эмоциональное выгорание. Герой всегда серьезен. Ведь что есть нищета духа - это невозможность встретить-приветить дьявола. Он с искушением, а тебе ответить нечем - выгорела любовь к греху. Он с прелестью, а у тебя сердце не отзывается - выгорели мечтания о прелести. Он с подарком, а у тебя дух тих - выгорели желания земного. Блаженны нищие духом - СЧАСТЛИВЕЙШИЕ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДИ - священники, выгоревшие эмоционально. Это САМЫЕ СИЛЬНЫЕ, это истинные.
Аноним / 04.03.2011 08:03

6. Врач, исцелись сам!

«На основании своего опыта могу заключить, что синдром эмоционального выгорания у священников - очень важная тема, - сказал в интервью Д.Новиков. Совет Новикову и иже с ним. Прежде чем делать заключение нужно было изучить опыт священников, которому не одна тысяча лет, тогда и вывод был бы верным. Стыдно доценту Высшей школы психологии этого не понимать, а браться поучать. Уверен, что доцент и не подозревает, что человек троичен (дух, душа, тело) и, что дух определяет Человека в человеке. Лучше бы в профессиональных психотерапевтических сообществах уделили внимание собственной духовной неразвитости. Так и хочеться сказать Medice, cura te ipsum! В заключение. Отцу игумену Августину (Анисимову) низкий поклон и многая лета за вразумление "доцентов".

5. О выгорании

Хорошо сказал о.Августин "Но если священник с Богом, если он сохраняет благодать Божию, то он, дав немного отдохнуть телу, снова приступает к своему пастырскому служению, не зная усталости." Но к сожалению многие священники "тянут лямку" и не надо набрасываться на психолога, надо учится и видеть промысел, и не позволять священникам служить как бы как и выгорать. Смотрите как в жизни происходит, не как в идеале должно быть.
Иван / 04.03.2011 06:02

4. выгорание сознаня Бога

очередное лукавое кликучество бесноватых. Что только не придумают. Новиков - послушай! В беседе с психологом Белорусского университета инженеров железнодорожного транспорта поднимался вопрос психического истощения (психического выгорания) психологов, поскольку постоянно имеют дело с негативными явлениями физических лиц. Так вот, психолог, обращающийся за помощью к Богу, к Церкви - не подвержен психическому истощению (выгоранию) - то есть не страдают той одержимостью которой страдают их пациенты. Не обращающиеся к Богу - в конце концов заболевают теми же болезнеми, что и их пациенты в самых разнообразных формах. Священнослужитель - постоянно имеет молитвенное обращение к Богу, Который есть скорый Помощник и Покровитель, что совершенно недоступно сознанию г. Новикова. Да и сколько ещё будет таких "Новиковых"
Пётр / 03.03.2011 22:52

3. Благодарю Вас, отче!

Какая радость, что ответ психологу такой и именно такой! Бедные католические священники так поскользнулись на этом - на идее психологического и психиатрического лечения священства католической церкви, на всяческих психологических курсах. увы.
Ирина / 03.03.2011 22:51

2. «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»

Психолог Д.Новиков даже не осознает, как он смешен. Поставить рядом Божию благодать и мешанину психологической науки - это нужно ухитриться. Тут либо заказ, либо неадекватность.
Николай Ш. / 03.03.2011 20:15
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов)
Все статьи Епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов)
ДелоРус и Александро-Невская Семья
«Победа русского оружия отбила охоту у "рогатых гостей" наведываться в наши края»
Историко-культурный центр «Воронега» методично продолжает исследовать наследие Волховской земли
22.09.2021
«У молодых людей есть прекрасный образец для подражания»
В Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, на которой говорилось о торжествах 800-летия со дня рождения святого Александра Невского
10.09.2021
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией
Вместо большого крестного хода по Невскому проспекту в день памяти св. Александра Невского состоится малый крестный ход в пределах Лавры
09.09.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от В.Р.
26.09.2021 14:14
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Константин В.
26.09.2021 14:09
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
26.09.2021 13:34
У нас в школе растят нигилистов
Новый комментарий от Сергей иванович
26.09.2021 11:42
Архимандрит Феогност (Пушков) и его апология рабства
Новый комментарий от Тимур Давлетшин
26.09.2021 07:24
80 лет назад фашисты были остановлены под Ленинградом
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.09.2021 23:00