17 сентября в райцентре Итум-Кале Чеченской Республики состоялся «круглый стол», посвященный проблемам женщин в Чечне, сообщает Regions.Ru. На встрече обсуждалось несколько проблем, затрагивающих права женщин в республике, – в частности, была дана негативная оценка недавним случаям обстрела девушек без платков. В июне 2010 года в центре Грозного неизвестные люди в военной форме, вооруженные пейнтбольным оружием, обстреливали девушек краской.
Такие случаи участились особенно во время священного для мусульман месяца рамадан. В самом центре Грозного, на перекрестке просп. Победы и ул. Мира, были расставлены импровизированные «посты» мужчин, одетых в одежду мюридов. Девушек с непокрытой головой останавливали и окружали несколько мужчин и требовали от них надеть на голову платок. Замечания делались и по поводу длины юбок и рукавов. Блюстители морали приходили в магазины, салоны красоты и требовали от их хозяев не впускать женщин с непокрытой головой, в противном случае грозили закрытием помещения.
Кадий Итум-Калинского района Абу-Саид Азиев, принимавший участие в мероприятии, отметил, что эти действия противоречат и исламу, и принципам и адатам вайнахов. Ни один мужчина не имеет права делать замечаний по поводу внешнего вида женщине, не являющейся ему родственницей. Кадий выразил уверенность, что такие методы наведения морально-нравственного порядка используются не по инициативе главы республики, а людьми, которые пытаются выслужиться перед ним.
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить, действительно ли в Чечне подвергаются насилию и дискриминации женщины, которые не носят на голове традиционный чеченский платок. Чеченские власти сочли обращение омбудсмена «неуместным». «Современный красивый платок - это традиционный головной убор у женщин. Их носят все,- заявил уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. - А с теми единицами, кто так не делает, проводят разъяснительную работу их же сверстники. Никто ни на кого не нападает, волосы не отрезает. Это провокации журналистов из "Кавказского узла" и правозащитников из "Мемориала"».
Кампания по введению новых правил одежды началась с того, что президент Чечни Рамзан Кадыров в одном из телеобращений в 2007 году заявил, что надо «добиться восстановления обычаев и традиции предков». «Я бы очень хотел, чтобы чеченская девушка выглядела как истинная мусульманка, соблюдающая обычаи и традиции своего народа», - отметил Кадыров.
Вскоре после выступления президента в чеченских вузах был введен запрет на вход студенткам без платков. Потом правило распространилось на все общественные места, включая зоны отдыха и развлечений. Косынка и юбка – обязательные элементы униформы для женщин во многих организациях.
Для мужчин в бюджетных учреждениях разрешены только строгие костюмы. Кроме того, как сообщает газета «Новые Известия», мужчин-бюджетников обязали по пятницам надевать специальные костюмы свободного покроя, стилизованные под одеяния мусульманских священнослужителей.
«Одобряете ли принуждение к ношению национальной или религиозной одежды в светском государстве? Совместимо ли оно с модернизацией?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, каждый человек имеет право одеваться, как он хочет, если это не оскорбляет чувств окружающих, если не ставится цель во что бы то ни стало эпатировать общество. «Принуждать человека носить традиционную одежду недопустимо: у нас все-таки XXI век на дворе», - сказал он.
«Но надо сказать, что недопустимо и обратное. Когда люди хотят выразить в одежде свою религиозную или национальную принадлежность, а им запрещают. И дискуссии в некоторых западноевропейских странах о том, имеет ли человек право носить традиционную или религиозную одежду, свидетельствуют, что западная демократия впала уже в старческий маразм», - добавил отец Борис.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что следует учитывать специфику той или иной национальной культуры или религиозной традиции, особенности менталитета. «У нас, например, давно не принято насильно заставлять человека одеваться тем или иным образом. Мне лично это чисто по-человечески не по нраву. Я считаю, что одежда – это дело выбора самого человека, как ему подсказывает сердце», - сказал он.
«Ну а государственная власть должна, конечно, следить за тем, как исполняется закон о свободе совести. Это принципиально важно для государства, которое провозглашает себя светским», - добавил протоиерей.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» считает, что полная свобода в выборе одежды – вещь неполезная для нравственности. «Недаром в традиционных обществах одежда всегда строго регламентирована, следует религиозным установлениям, народным традициям, особенностям социального устройства. И совершенно оправданы, например, запреты показываться в общественных местах в неодетом, полуодетом, вызывающем виде. Это некая демонстрация, вызов, брошенный традициям общества, провокация и общественных защитных механизмов, и разных человеческих рефлексов. Когда такие демонстрации становятся обыденностью, ничего хорошего для допускающего их общества не предвидится», - указал он.
«Таким образом, некий «дресс-код», был бы полезен для всего нашего общества. Другое дело, что его надо выработать, прийти к общему соглашению. А поскольку мы живем в светском государстве, силой навязывать одежду, обусловленную религиозной традицией, никто не имеет права. Ее можно только принять по собственной воле, как и самоё религию»,- подытожил отец Максим.
Игумен Филипп (Рябых), заместитель председателя синодального Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, считает, что одежда, связанная с религиозной традицией, должна приниматься человеком добровольно. «Например, в православной традиции тоже существуют определенные требования к одежде, которую носят как в храме, так и вне его. Но эти требования становятся обязательными только при условии, что человек сам выбрал свой жизненный путь как член Церкви», - подчеркнул он.
«С другой стороны, одежда отражает общественные традиции, принятые нормы. В любом обществе существуют определенные правила появления в общественном месте, касающиеся одежды. Эти правила создаются и на основе религиозных требований, и отражают моду, национальные традиции и т.п. Но с идеей насильственного введения в обществе неких параметров одежды я категорически не согласен. Их можно пропагандировать, разъяснять их преимущества, словом, добиваться добровольного принятия. Словом, надо искать некий общественный баланс в этом не очень простом вопросе», - заключил отец Филипп.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, отметил, что светское государство не значит атеистическое, поэтому проявления религиозности, в том числе и в одежде, вполне допустимы. «Другое дело, когда религиозность заставляют тем или иным образом подчеркивать. У нас по этому поводу есть поговорка: «Невольник – не богомольник». Я считаю, что только родители могут заставлять своих детей для их же блага делать что-либо или одеваться определенным образом. А заставлять взрослого человека делать что-то против его воли бессмысленно и бесполезно. Ничего, кроме протеста и недовольства это не вызовет», - сказал он.
«В данном случае в навязывании обязательного соблюдении правил внешнего благочестия проявляется, по-моему, что-то вроде религиозной гордыни», - добавил священник.
Председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) считает, что навязывать традиции - бессмыслица. «Я не одобряю любого насильственного навязывания традиции», - сказал он.
«Если женщина - мусульманка, то она сама без всякого напоминания будет носить ту одежду, что предписывают ее религия и культура. Заставлять же других женщин носить платки и какую-то национальную одежду, если они не являются приверженцами исламских или чеченских традиций, - это абсурд», - полагает отец Платон.
«Если мы у себя на исконно русских территориях будем возрождать традиции так же «дуболомно», то приезжим чеченцам скоро придется в обязательном порядке переоблачаться в лапти и косоворотки», - заключил священник.
Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, считает, что чеченские фундаменталисты «погорячились». «Я думаю, что любой здравомыслящий священнослужитель скажет, что насильственное навязывание любой традиции – неприемлемо», - сказал он.
«У каждого верующего должна быть личностная свобода в том, какую одежду он носит, в какой храм ходит или сколько делает поклонов и читает молитв. Это вопросы индивидуальной ответственности человека перед Богом. Я уверен, что это касается не только православной религиозной традиции, но и исламской», - полагает иеродиакон.
«Для мусульман, укорененных в своей вере, дорого и близко такое традиционное состояние общества, в котором женщина оберегаема от внешних проблем дисциплинирующим влиянием мужчины. И надо относиться с пониманием к стремлению возродить такую межполовую религиозную «субординацию». Огульная критика того, что происходит сейчас в Чечне, была бы осуждением не только фундаменталистов, попирающих свободу совести, но и тех мусульман, которым святы родные обычаи и традиции», - подчеркнул он.
«С моей точки зрения, люди, которые взялись насаждать свою традицию описываемыми агрессивными способами, просто «переборщили». Остается только призвать их действовать более мудрыми и мирными методами воздействия», - заключил отец Иоанн.