В рамках проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) в г. Сковородино Амурской области сегодня запущен в эксплуатацию нефтепровод Россия-Китай, сообщает РБК. В торжественной церемонии запуска принял участие премьер-министр Владимир Путин.
В.Путин выступил на церемонии открытия российского участка нефтепровода «Россия-Китай», сообщает сайт премьер-министра России. «Идея этого проекта возникла лет шесть тому назад. Я помню, как в один из своих визитов в Москву председатель КНР, наш большой друг и мой личный большой друг, председатель КНР Ху Цзиньтао поднял вопрос о реализации этого проекта. Тогда у нас шли дискуссии по поводу маршрута - пройдет он южнее оконечности Байкала или севернее, где конкретно. Тогда мы с ним констатировали: да, вопросы непростые, их много, но все они будут решены», - рассказал премьер.
Он выразил надежду, что "наши китайские друзья доложат и председателю Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, и премьеру Вэнь Цзябао о нашем сегодняшнем событии, о том, что российская часть проекта закончена". «А вот нашим китайским друзьям нужно еще немножко поработать. Работа, правда, тоже большая: 930 км нужно пройти по территории Китайской Народной Республики, завершить работу по проколу под Амуром - это все сложные высокотехнологичные операции. Но мы абсолютно уверены: в этом году российская нефть пойдет в Китай», - продолжил Путин.
«Хочу отметить, что это не просто поставка российской сырой нефти в Китай, это действительно многоплановый проект, который укрепляет наше энергетическое взаимодействие. Китайские партнеры участвуют в добыче нефти на территории Российской Федерации, а российские предприятия являются акционерами в нефтеперерабатывающих предприятиях на территории Китая и в распределительной сети. Для нас это важный проект, потому что мы начинаем диверсифицировать поставки нашего энергетического сырья. До сих пор основные поставки осуществлялись нашим европейским партнерам. Да и сегодня где-то 120-130 млн тонн российской нефти получают наши европейские партнеры», - добавил премьер.
«В Азиатско-Тихоокеанский регион мы пока поставляем небольшое количество. С пуском этого участка ВСТО (Восточной трубопроводной системы к берегу Тихого океана) будем поставлять 30 млн тонн, а при расширении ВСТО - до 50 млн тонн. Но это уже заметная конкуренция европейскому маршруту», - заметил глава правительства.
По его словам, «осуществление этого проекта - это важная работа и для наших китайских друзей, и для России». «Для Китая это стабилизация в поставках, энергобалансе. Для нас это выход на новые, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и в данном случае на очень перспективный и активно развивающийся рынок Китайской Народной Республики», - сказал Путин.
«Наше сотрудничество с Китаем, конечно, не ограничивается только углеводородами. У нас большое взаимодействие в сфере военно-технического сотрудничества: счет там идет на сотни миллионов долларов. Мы расширяем поставки машинотехнической продукции из России. Если говорить об энергетике, то Россия является, пожалуй, основным партнером Китая в области мирного использования ядерной энергетики, и здесь поставки российского оборудования исчисляются в миллиардах долларов. Кстати, наше сотрудничество с Китаем здесь носит многосторонний характер. В области той же ядерной энергетики значительную лепту в совместную работу вносят и европейские партнеры, в том числе немецкая компания «Сименс». Но для нас, для России, конечно, вся работа в этом регионе имеет первостепенный смысл только тогда, когда она направлена на развитие восточных регионов Сибири и Дальнего Востока. И конечно, осуществление проектов подобного рода приближает нас к решению этих задач. Только в строительство трубопроводной системы из Восточной Сибири к берегу Тихого океана будет проинвестировано в конечном счете 700 млрд рублей. Только на этом участке работает 7 тыс. человек, из них 5 тыс. - это специалисты из числа местного населения. 700 млрд рублей инвестиций в этот проект означают прежде всего строительство инфраструктуры - подъездных дорог, сетей электроснабжения, это, кроме того, повышение квалификации персонала, это целый комплекс работы по развитию региона», - подчеркнул премьер.
В.Путин поздравил строителей с окончанием этого важного этапа в строительстве и поблагодарил их за качество работы, за профессионализм и самоотдачу. «Потому что создать такой объект в таких сложных климатических условиях, в которых он существует и создан, - это действительно большая заслуга, это признак и профессионализма, и мужества, и настойчивости, и любви к своему делу. Большое вам спасибо, поздравляю вас», - заключил Владимир Путин.
По данным ОАО "АК "Транснефть", которая является оператором ВСТО, новый магистральный нефтепровод призван обеспечить транспортировку российской нефти в направлении китайского города Дацин в объеме 15 млн т нефти в год. Ожидается, что в течение 20 лет по этому нефтепроводу в КНР будет поставлено около 300 млн т нефти.
Строительство нефтепровода Россия-Китай было начато "Транснефтью" 27 апреля 2009 г. в соответствии с российско-китайским межправительственным соглашением о сотрудничестве в нефтяной сфере, подписанным 21 апреля 2009 г. в Пекине. В рамках проекта были построены линейная часть протяженностью 64 км, магистральная насосная, приемо-сдаточный пункт нефти с химико-аналитической лабораторией, а также подводный переход магистрального нефтепровода через реку Амур.
Строительно-монтажные работы были выполнены силами генерального подрядчика ОАО "Промстрой", а также местных подрядных организаций: ОАО "СМУ-166 Радиострой", ОАО "Востоксибэлектромонтаж", ПСМК "Авангард", ООО "Альт-Пром", филиалом ФГУ "Амурводпуть" - "Благовещенский район водных путей и судоходства". Работы по сооружению основной и резервной ниток подводного перехода через реку Амур выполнила китайская сторона. По данным АК "Транснефть", реализация проекта нефтепровода Россия-Китай является составной частью плана по диверсификации маршрутов транспортировки российских энергоносителей на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), предусмотренного энергетической стратегией России на период до 2030 г. Планируется, что первая российская нефть поступит в Китай в январе 2011 г.
Отметим, что в данный момент в России ведется строительство российской части трубопроводной системы ВСТО. Оно осуществляется в два этапа. Первый - ВСТО-1 - включает в себя строительство ветки Тайшет-Сковородино протяженностью 2 тыс. 694 км и мощностью 30 млн т в год, семи нефтеперекачивающих станций (НПС), специального морского нефтеналивного порта (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн т нефти в год. Второй этап - ВСТО-2 - предусматривает строительство линейной части трубопровода от г. Сковородино до СМНП Козьмино протяженностью 2,1 тыс. км, 8 НПС, расширение спецморнефтепорта. В настоящее время завершено строительство ВСТО-1. От г. Сковородино до СМНП Козьмино нефть доставляется по железной дороге, где переливается в морские танкеры и отправляется конечным потребителям. Основная цель строительства ВСТО - транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР.