Прокомментировать инициативу «Единой России» сайт Regions.ru попросил православных священнослужителей.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г.Жуковского Московской области, считает набор предметов, который предлагается сохранить в старших классах, недопустимо скудным. «Неизменным и обязательным в системе среднего образования должно оставаться изучение русского языка, литературы, математики и истории. Воспитание гармоничной, свободной и творческой личности зависит от качества преподавания и усвоения именно этих предметов. И любовь к Родине также прививается наилучшим образом через усвоение богатства родного языка, литературы, мировой и отечественной истории. Качественное преподавание этих предметов необходимо и для формирования духовно-нравственных основ личности», - сказал он.
«В классической педагогике духовно-нравственный элемент органично сочетается с собственно образовательным элементом. С каждой новой реформой уменьшается доля базовых предметов и снижается качество образования. И в данном случае мы видим фактически полное вытеснение базовых предметов предметами по сути своей факультативными. Согласившись на такую реформу, мы совершим непростительную и непоправимую ошибку», - добавил священник.
«Предложенная партией власти реформа среднего образования – это своего рода ответ на произошедшие за последнее время экстраординарные события», - заявил заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы, священник Филипп Ильяшенко. По его словам, «вместо того, чтобы принять ответственность за случившиеся события в Москве, «Единая Россия» высказывает такие странные инициативы, которые по мнению членов партии, являются оригинальным ответом на произошедшие беспорядки». «Это ответ из серии: "лучше что-то, чем ничего". И если это единственное, что может сегодня предложить власть, то мне нас всех жалко», - отметил он.
Отец Филипп считает странным, что в понимании правящей партии прививать патриотизм современной молодежи нужно «через какие-то суррогатные дисциплины, а не через основные школьные предметы, которые на протяжении многих лет формирую мировоззрение человека, как например история России». «Несомненно, данная инициатива имеет под собой две идеи: заимствование западного опыта, который уже вызывает множество вопросов, а также надежда, что если детей заставить целый день сидеть в школе, то они не будут примыкать к экстремистским и националистическим группировкам. Однако как отец я считаю, что будет лучше, если мои дети во второй половине дня станут ходить на музыку, в спортивные секции или учить иностранные языки, а не сидеть в школе и впитывать какие-либо суррогатные дисциплины», - заключил священник.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что школе вновь предлагается, пусть и с благими намерениями, навязывать детям некоторую суррогатную идеологию. «Можно как угодно комбинировать различные предметы. Можно внедрять самые прогрессивные методы обучения и выращивать "сверхчеловеков". Но без духовно-нравственного стержня в лучшем случае будут получаться "умные роботы". Об этом писал великий праведник XX века преп. Иустин (Попович). Он также писал, что в связи с вытеснением гуманистическим мировоззрением мировоззрения религиозного и изгнанием из культуры Христа, что особенно заметно на Западе, человечество оказалось на краю пропасти», - напомнил священник.
«Духовно-нравственного оскудения можно избежать только возвращением традиционной религиозной культуры в систему образования. Поэтому обязательным и самым главным в школе должно стать изучение и восприятие традиционной религиозной духовной культуры и мировоззрения. Для большинства россиян это православная культура, но в школах по желанию можно изучать и другие традиционные религии. Самое главное, чтобы уже в школе человеку были даны верные духовно-нравственные ориентиры. По словам апостола Павла "необходимо научение добродетели". Именно в этом суть, с этого и нужно начинать. Иначе мы останемся без будущего», - добавил отец Андрей.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает, что в первую очередь образование нужно очистить от преходящего балласта, а акцент сделать на изучении базовых фундаментальных дисциплин, т.е. математики, литературы, истории, языка. «Знание этих предметов собственно и делает человека образованным. Духовно-нравственное воспитание должно органично вписываться в систему образования, но не подменять изучение базовых предметов», - заявил он. «Идеологическая (в данном случае патриотическая) обработка в ущерб изучению базовых предметов ни к каким положительным результатам не приведет, а, скорее, превратит школу в некий партийный орган. Такую реформу я одобрить не могу», - добавил пастырь-преподаватель.
Иеромонах Платон (Воробьев), председатель отдела по делам молодежи Рязанской епархии, считает неплохой самоё идею необходимости воспитания патриотического духа среди современных школьников, но не предложенный единоросами механизм для ее реализации. «Сама по себе идея воспитать патриотизм у молодежи хороша. Ничего не могу сказать против нее, поскольку гражданско-патриотическое воспитание – это замечательно! Однако что касается механизма реализации данной идеи, то пусть над ним подумают более компетентные и образованные люди», - сказал он. «Хватит кормить нас и наших детей всякой иностранщиной, вдалбливая в головы западную культуру! Наши будущие поколения мы должны воспитывать на собственной истории и своих героях!», - заключил отец Платон.