Анатолий Степанов во вступительном слове рассказал о прошедшей 8 декабря в Санкт-Петербурге первой встрече коллектива редакции и наших ведущих петербургских авторов с читателями. По его словам, встреча прошла в деловой обстановке, в ходе нее состоялось непринужденное общение. Проведение подобных встреч, отметил А.Степанов, является попыткой возобновить старую добрую советскую традицию общения издания с читателями. Он напомнил, что после раскола «Русской линии» и начала работы портала «Русская народная линия» прошло уже полгода. За это время РНЛ заняла прочные позиции в религиозном сегменте Рунета. Встречи с читателями, по его словам, призваны также подвести итог полугодичной деятельности издания. Анатолий Степанов сообщил, что встречи с читателями проводятся для того, чтобы узнать их мнение о работе РНЛ, выслушать их советы и критические замечания, которые могут лечь в основу развития и совершенствования РНЛ.
Главный редактор отметил, что агентство занимается не только информационной, но и просветительской деятельностью. В частности, РНЛ приняла участие в организации и проведении международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» (4 февраля 2010 года) и международной историко-богословской конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца» (28 октября 2010 года). Обе конференции, по его словам, вызвали общественный резонанс и возмущение со стороны необновленческих кругов в Русской Православной Церкви, недовольных тем, что РНЛ «плывет против течения» и не следует мейнстриму, направленному на сближение с Ватиканом ради борьбы за «общие христианские ценности». А.Степанов также сообщил, что РНЛ осуществляет информационное сопровождение конкурса историософских и политологических работ на тему «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?», объявленного Фондом единства православных народов имени святителя Марка Эфесского.
Затем выступил Александр Тимофеев, который рассказал о роли и ответственности читателей РНЛ. По его мнению, читатели недооценивают свою роль, предпочитая находиться в положении потребителей. Между тем, считает заместитель главного редактора РНЛ, читатели могли бы принимать непосредственное участие в создании контента РНЛ. В качестве примера непосредственного участия читателей в работе РНЛ А.Тимофеев привел две статьи
«Петербург во власти оккультиста» и «Необходимо привлечь к суду Елену Колядину» , которые были опубликованы на сайте после того, как РНЛ узнала о поднятых в них проблемах от своих читателей. Заместитель главного редактора РНЛ призвал читателей ответственно относиться к своей деятельности на форуме сайта РНЛ. Он предложил создать на сайте рубрику «Вопросы священнику» или «Вопросы автору» с тем, чтобы читатели могли получать ответы на действительно волнующие их проблемы. По его мнению, это нововведение позволило бы РНЛ в большей степени отражать чаяния и настроения русского православного народа.
Со своей стороны, историк Леонид Болотин высказал свое мнение о значении форума сайта РНЛ. По его словам, значение форума недооценивается. Л.Болотин считает, что форум является серьезным источником ценной информации. Историк предложил редакции РНЛ регулярно составлять дайджест из наиболее интересных и содержательных комментариев форумчан. Такой дайджест, полагает Л.Болотин, мог бы представлять большой интерес не только для редакции, но и для читателей и авторов.
Иерей Александр Шумский рассказал о преимуществах живого общения перед виртуальным. По словам отца Александра, РНЛ уделяет много внимания отношениям православных с инославными и отношению России с Европой. Священник, отметив, что в качестве причины общения православных с инославными чаще всего указывается необходимость совместного отстаивания «общих нравственных ценностей», обратил внимание на то, что в Евангелии ничего не говорится о нравственности как таковой. По мнению отца Александра, категория «нравственность» хотя и важная, но вторичная. В Евангелии говорится не о нравственности, а о духе: о Духе Святом, о Духе Божием и т.д. «Если мы пойдем на поводу глашатаев Запада, которые предлагают нам некую совместную деятельность по защите нравственных ценностей, то мы можем отойти от нашей веры. Чистота веры - это самое главное, что мы должны хранить сегодня», - считает отец Александр. По его словам, в Русской Православной Церкви есть группа лиц, которая стремится провести церковную революцию, дискредитировать Патриарха Сергия, а значит и всех его последователей. Отец Александр отметил, что критика Сталина и советского периода, исходящая со стороны этой группы, на самом деле направлена на Патриарха Сергия. Такая критика может привести к краху Церкви, после чего неизбежно последует крах России, ибо Церковь на сегодняшний день является единственной основой, на которой держится Российское государство. Затем отец Александр высказал свое мнение о субботних событиях на Манежной площади и их возможных последствиях.
По мнению публициста Владимира Семенко, в российских СМИ нет никакой свободы слова. «На фоне этой реальности, я ответственно утверждаю, "Русская народная линия" - это самый свободный и самый ответственный ресурс из всех, которые есть», - считает он. Одной из позитивных черт работы редакции РНЛ, по его мнению, является то, что на сайте может быть опубликован материал, выражающий альтернативную точку зрения, принципиально расходящуюся с позицией редакции. В качестве примера он привел публикацию на сайте РНЛ статьи протоиерея Андрея Новикова «Еще раз о ревности не по разуму», которая, по его словам, представляет «убожество либеральной аргументации». Материалы РНЛ отличаются, по мнению В.Семенко, глубиной анализа, большой внутренней свободой, широким спектром затрагиваемых проблем, разнообразием подходов. «Русской народная линия» является, считает публицист, одной из информационно-аналитических ячеек гражданского общества, которая «помогает народу понимать, что происходит в реальности, а не только информировать». «Если таких ячеек будет 30-40, то никакие внешние и внутренние заговоры ничего не сделают с нами. Это называется самоорганизация народа. В этом плане феномен «Русской народной линии» совершенно уникален, потому что несколько человек промыслительно по чьим-то молитвам явили поразительный пример возможности этой самоорганизации, показали, что она возможна, реальна. В этом плане работа редакции может для нас всех служить хорошим примером», - выразил уверенность известный православный публицист. Кроме того, РНЛ отличает духовная трезвость, редакции, по мнению В.Семенко, удается придерживаться царского пути, не уходя в раскол, но и не поддерживая те тревожные процессы, который сейчас происходят в Русской Православной Церкви.
Со своей стороны, наш автор, известная журналистка Екатерина Домбровская-Кожухова заявила: «"Русская народная линия" - это уникальный ресурс, который на сегодняшний день, пожалуй, не имеет аналогов в сети, да и тем более в печати, являясь примером воплощения церковной соборности. Притягивая к себе, как магнит, широкий спектр мнений, РНЛ при этом имеет стройность формы, которая достаточно отлажено функционирует, свидетельствуя о том, что в этих формообразующих рамках эта соборность вполне свободно дышит и совершенствуется. Можно считать это тем несомненным приобретением и той пользой, ради которой Господь попустил раскол на прежней РЛ». Е.Домбровская-Кожухова считает, что хотя выступления священнослужителей на РНЛ являются несомненным достижением, тем не менее, было бы хорошо, если бы священнослужители больше высказывались не на политические, а на богословские и духовные темы. Она предложила РНЛ составлять регулярно дайджесты популярных блогов, на которых проходит обсуждение церковных тем. По ее мнению, православная блогосфера является «зеркалом внутренней церковной жизни и тенденций». Е.Домбровская-Кожухова, отметив необходимость богословского осмысления любой поднимаемой проблемы, вплоть до бытовых проблем, заявила, что РНЛ отличает православный взгляд на вещи.
По мнению профессора Валерия Расторгуева, 98% успеха РНЛ зависит отнюдь не от авторов и читателей, а от редакции агентства. «"Русская народная линия" - это действительно глоток воздуха. Здесь можно свободно думать, свободно писать, свободно размышлять», - считает он. «Я делал в жизни много проектов и очень высоко ценю проекты, основанные не на деньгах, не на скрытых интересах, проекты, совершенно открытые, прозрачные. Чем меня привлекает "Русская народная линия"? В чем ее сила? Она совершенно прозрачна. Здесь нет никаких скрытых интересов. Здесь есть только люди, которые пытаются увидеть истину как она есть, ту истину, которая хоть как-то сопричастна справедливости, той морали и ценностях, которые нам заповеданы. Когда мы говорим о "Русской народной линии", то это проект прозрачный. Прозрачный проект не могут делать люди, интересующиеся деньгами. Прозрачные проекты не приносят денег. Прозрачные проекты могут делать только люди, для которых понятие "служение" не пустое слово. Поэтому хочу выразить свою глубокую благодарность тем немногим людям, которые открыли и удивительным образом сохраняют "Русскую народную линию", потому что другого информационного окна, которое было бы равно этому небольшому окошку, форточке, я в принципе не знаю», - признался ученый. Валерий Расторгуев считает, что у РНЛ есть возможность получить рейтинг и в научном пространстве. На сайте, по его мнению, публикуется огромное количество серьезных написанных на высоком научном уровне материалов, но ученые не могут в своих научных исследовательских работах использовать эти публикации, поскольку ссылки на интернет-ресурсы несолидно смотрятся в научных монографиях. Но если бы РНЛ издавала журнал, составленный из ее публикаций, объединенных общей темой, то этот журнал, уверен ученый, приобрел бы авторитет в научном мире, на его материалы ученые могли бы ссылаться в своих монографиях, диссертациях и т.д. Это нововведение позволило бы РНЛ приобрести известность и влиятельность не только в информационном, но и в научном пространстве, считает В.Расторгуев.
Со своей стороны, игумен Кирилл (Сахаров) полагает, что значение РНЛ колоссально. По его словам, если бы не было РНЛ, то некоторые ее авторы оказались бы беззащитны. Их известность, приобретенная ими благодаря РНЛ, становится их защитой. Священник отметил тревожные процессы, происходящие в Церкви. В частности, настораживает, по словам отца Кирилла, подготовка Всеправославного Собора и Межсоборного присутствия, из-за отсутствия соборного обсуждения. Священник признался, что если бы на РНЛ не было обсуждения тематики Межсоборного присутствия, то простой верующий народ ничего бы и не знал о работе этого нового церковного органа. В РНЛ отца Кирилла привлекает созвездие авторов, священников, наличие обратной связи в виде форума, живое оформление сайта. По его мнению, РНЛ следует больше внимания уделять церковной жизни и подготовке Всеправославного Собора. «Хотелось бы выразить невероятную благодарность РНЛ за вашу позицию, возможность получения площадки для широкой соборной дискуссии, где слышны голоса не в одном потоке, а есть возможность сравнения, обогащения через чтения материалов, которые не совпадают друг с другом стопроцентно во всем. Это все очень важно. Вокруг "Русской народной линии" происходит самоорганизация нашего народа. В этом самая большая ее заслуга», - считает игумен Кирилл (Сахаров).
По словам профессора Владимира Воропаева, «Русская народная линия» - это бренд, который все уже узнают. По его мнению, РНЛ - это линия русского православного народа. «РНЛ формирует общественное сознание людей», - уверен ученый. «Нужно на РНЛ бросить клич: "А что ты лично сделал для ‘Русской народной линии’?" Каждый читатель РНЛ должен задавать себе этот вопрос. А то многие читают ее материалы, а ничего не пишут», - сказал он. По мнению В.Воропаева, несмотря на разнообразие тематики на РНЛ недостаточно освещаются культурные события. Ученый считает целесообразным создание на сайте РНЛ специальной рубрики, посвященной событиям культурной жизни. Со своей стороны, Ирина Медведева поблагодарила РНЛ за помощь в борьбе с ювенальной юстицией. «Анатолий Дмитриевич и его сотрудники, - считает И.Медведева, - реабилитировали звание мужчин. Они настоящие мужчины, потому что они честные, смелые, благородные и, в хорошем смысле слова, воинственные. Они не трусливые. Еще мне нравится, что они дружественные. Сейчас редко произносится слово "дружба", я с ними не только сотрудничаю, мне нравится, что с ними можно дружить. Они просто хорошие люди, а это тоже очень важно для нормального сотрудничества. Я им желаю сохранять мужество и стойкость».
На вечере также выступил клирик Молдавской митрополии, настоятель храм преподобной Параскевы Сербской, духовник Общества блаженной Матроны Московской протоиерей Анатолий Чибрик. Отец Анатолий сообщил, что он специально приехал из Молдавии в Москву, чтобы принять участие в вечере. По его словам, РНЛ предоставляет хорошую площадку для обсуждения острых проблем, в том числе и церковной жизни. Священник пожелал редакции твердо отстаивать свою позицию.
Известный политолог Каринэ Геворгян предложила РНЛ опубликовать ряд статей о русской проблеме, написанных нерусскими авторами. Она призналась, что не может больше мириться с поливанием грязью русского народа. По ее мнению, если о русской проблеме будут также писать авторы, принадлежащие к другим народностям, то это сразу отбросит все обвинения в "русском фашизме" и т.п. Такие публикации, считает К.Геворгян, будут иметь колоссальный эффект. Валерий Неталиев признался, что после прочтения материалов РНЛ он приходит в хорошее расположение духа. По словам Татьяны Боровиковой, РНЛ - это «носитель духа, правды и честности». Она считает, что РНЛ задает правильные ценностные ориентиры, белое называя белым, а черное - черным. Именно поэтому, по ее мнению, читатели испытывают большое доверие к сайту.
Со своей стороны, Дмитрий Меркулов признался, что РНЛ для него - это та трибуна, которой очень не хватало до определенного времени. Он считает, что трудно преувеличить влияние РНЛ, потому что «она действительно собрала лучшее, что есть сегодня в православном политическом и социальном мышлении». По его мнению, РНЛ набрала достаточно потенциала для того, чтобы «сказать, что у нас есть в стране серьезная трибуна для обсуждения самых глубоких, самых существенных проблем нашего общества и государства». В свою очередь, Олег Кассин отметил, что именно благодаря РНЛ «Народный Собор» получил известность. По его словам, сотрудничество РНЛ и «Народного Собора» - это замечательный пример организационного и информационного взаимодействия. Он предложил чаще размещать на сайте видеоматериалы. По мнению Людмилы Рябиченко, РНЛ - это вечевой колокол, который помогает собрать людей на борьбу со злом, в частности, с ювенальной юстицией.
Сергей Шатохин считает РНЛ – «изумительным духовно-физическим изобретением», которое реабилитировало слово «русский». По его словам, ресурсу удалось показать возможность синтеза русского и имперского сознания. С.Шатохин рассказал, что ему удалось своих студентов сделать постоянными читателями РНЛ. И иногда студенты во время лекции увлеченно обсуждают публикации сайта. Михаил Ямбаев отметил, что РНЛ является единственным ресурсом в Рунете, который со всей полнотой освещает судьбу сербских героев, томящихся в застенках Гаагского судилища. Анастасия Митрофанова призналась, что РНЛ - это единственный сайт, который она читает постоянно.
В заключение встречи руководства «Русской народной линии» и наших ведущих авторов с московскими читателями состоялась свободная дискуссия.
Гиперссылки на аудиофайлы выступлений участников встречи 14.12.2010 г.:
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/01Stepanov.mp3]Анатолий Степанов. Вступительное слово[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/02Timofeev.mp3]Александр Тимофеев[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/03Bolotin.mp3]Леонид Болотин[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/04Shumskii.mp3]Иерей Александр Шумский[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/05Semenko.mp3]Владимир Семенко[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/06Dombrovskaya.mp3]Екатерина Домбровская[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/07Rastorguev.mp3]Валерий Расторгуев[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/08Saharov.mp3]Игумен Кирилл (Сахаров)[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/09Voropaev.mp3]Владимир Воропаев[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/10Medvedeva.mp3]Ирина Медведева[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/11Chibrik.mp3]Протоиерей Анатолий Чибрик[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/12Gevorgyan.mp3]Каринэ Геворгян[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/13Netaliev.mp3]Валерий Неталиев[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/14Borovikova.mp3]Татьяна Боровикова[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/15Merkulov.mp3]Дмитрий Меркулов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/16Kassin-Ryabichenko-Shatohin-Yambaev.mp3]Олег Кассин, Людмила Рябиченко, Сергей Шатохин, Михаил Ямбаев[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/17Mitrofanova.mp3]Анастасия Митрофанова[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-12-14/18Stepanov.mp3]Анатолий Степанов. Заключительное слово[/mp3]
2. 15. Аноним
1. 8. Тимофей