«Это может означать две вещи. Либо секуляризация достигла уже такой степени, что как для иудеев, так и для православных, принимающих участие в таких действиях, установления собственной религии уже не играют роли, и тогда следует говорить о полном обмирщении, о таком соединении религий, при котором исчезает сам феномен, сама природа религиозности. Это качественно превосходит, так сказать, традиционный экуменизм, который ищет все же какой-то религиозной основы для сближения разных конфессий либо религий. В этом случае выходит, что то, что по привычке все еще называют экуменизмом - чисто светское и чисто политическое движение, где представители разных религий объединяются на очень поверхностной основе каких-нибудь "прав человека" или "либеральных ценностей". Это, так сказать, традиционное объяснение всех этих небывалых процессов религиозного сближения. Но тогда неясно, что же все-таки означают культовые действия, которые при этом совершаются, зачем они нужны?» - недоумевает аналитик.
«Однако в принципе возможно и другое объяснение, - размышляет В.Семенко. - Что, если религиозная основа все-таки есть? Ведь нельзя же совсем исключать такой возможности! Тогда в чем она? Ясно, что чисто религиозного примирения между православной и иудейской традицией быть не может, пока они остаются сами собой, чтобы ни говорили самые завзятые либералы. В силу этого, а также в свете всем видного и очевидного факта небывалого религиозного "братания" остается предположить, что внутрь каждой из этих и других традиций уже инкорпорировано какое-то скрытое от внешнего, непосвященного взгляда "инорелигиозное" ядро, и тот союз, который наши ревнители по привычке называют "экуменическим", в действительности есть союз между этими скрытыми, внутренними религиозными ядрами. Тогда выходит, что современное, небывалое ранее сближение и смешение принципиально разных и антагонистических религий - это отнюдь не либеральный (как может показаться поверхностному взгляду), а гностический союз. Что если за либерально-экуменической вывеской кроется не политика в чистом виде и не "либеральные ценности", давно уже серьезно дискредитировавшие себя, а древний, трансформированный гностицизм? Гностицизм в новых формах? В конце концов, разве кто-нибудь не знает, как звали учителя Лютера или как "цвели и пахли" гностические движения в эпоху европейского ренессанса?».
«Наш гениальный провидец Константин Леонтьев более 150 лет назад говорил о последнем упрощении и всесмешении как признаках глобальной мировой катастрофы, фактически - последних времен. Но тогда еще не было вполне ясно, как будет выглядеть это всесмешение... Разве где-нибудь в Писании сказано, что антихрист будет либералом и атеистом?» - замечает аналитик.
«В заключение не могу не обратить внимание на одну характернейшую особенность, так сказать, внутрицерковной жизни, сопровождающую усиление нынешних "либерально-экуменических" тенденций. В 60-е годы прошлого столетия, когда также произошел всплеск небывалой ранее религиозной "толерантности", происходило массовое закрытие храмов советскими властями. Сейчас по всему миру (и в особенности православному) происходит небывалый "накат" на так называемых "фундаменталистов". Позору Сербской Церкви, взятому на себя Патриархом Иринеем, предшествовала не менее позорная расправа над ревнителем истинной Православной Веры - владыкой Артемием, изгнанием его и его сторонников со священной земли Косова. Сдадим своих ревнителей - как бы не оказался скорым пророком протодиакон Андрей Кураев, узревший в кармане одного из Патриархов зажигалку... Только огонь будет уже совсем другим», - заключил Владимир Семенко.