Давайте лучше посмотрим на другой момент. Строго говоря, всё, что мы видим, - это продолжение политики латиноамериканизации России или, как образно говорил С.Кургинян, «опускание в юг». В чем это проявляется? Я хотел бы напомнить, что Латинская Америка - это куча «банановых республик», у которых невероятное количество сырьевых ресурсов, где независимости добились 200 лет тому назад, где ещё в начале XIX века принимали очень демократичные конституции, более демократические, чем в европейских странах того времени. Когда-то они и промышленность пытались создать. Аргентина в начале XX века была одним из мировых лидеров по выпуску автомобилей и, наблюдая рост тамошней экономики, многие известные экономисты считали, что к 1950 году Аргентина, несомненно, станет одной из великих промышленных держав, обгонит Францию и сравняется с Британией, Российской Империей и Америкой. Ну и чем сейчас замечательна Аргентина?
Аналогичным образом дело обстоит и в Бразилии. Если брать её климат, расположение над уровнем моря, близость берега, наличие сырьевых ресурсов на квадратный километр, так тут Бразилия вне конкуренции. Россия с нашей вечной мерзлотой, с гигантскими расстояниями, слабыми средствами коммуникации по всем параметрам уступает Бразилии. Тем не менее, Бразилия знаменита только футболом и «мыльными операми». Россия, правда, на сегодня одна из наиболее сериалосмотрящих стран мира. А в Латинской Америке ведь цинично говорят, что все эти «мылодрамы» - лекарство от революций. Ну и к чему все это привело? Страны, которые потенциально могут рассчитывать на роль мировых лидеров, довольны тем, что они лидеры в футболе. Для какой-нибудь Голландии быть великой футбольной державой - это действительно серьезно. Но насчет других стран - это называется так: «им указали своё место».
Нечто подобное может осуществляться и с целыми категориями населения, если направить их энергию в «нужное» русло. В тех же Соединенных Штатах, например, когда негры очень активно боролись за свободу, была отменена всякая сегрегация. И чем сейчас знамениты негры? Это шоу-бизнес и спорт. И в чем теперь национальная идея у негров в Америке? Отдельных их представителей покупают тем, что дают им какие-то важные посты, а для основной массы - это хип-хоп и баскетбол.
В данном случае Россию, с нашим великодержавным прошлым, с нашим громадным научным, культурным, военно-техническим и политическим потенциалом, также хотят превратить в разновидность «Бразилии со снегом». Предлагают рыдать над вымышленными страстями в мелодрамах, играть в спортивные игры и не претендовать на другое место в мире. То есть, мы наблюдаем элементарную попытку (я даже не имею в виду наш правящий тандем, а именно «сильных мира сего»), свести национальную идею России к совершенно безвредным для мировой элиты и для нынешней мировой политико-социальной системы направлениям. Даже пытаются сделать футбол «религией» в буквальном смысле слова. Мы прекрасно понимаем, что подъем авторитета Православия в России пугает Запад. Стоит ли удивляться тому, что к нам посылали орды всяких проповедников, которые хотя и сделали определенную гадостную работу, но не такую значимую, какой бы хотелось сильным мира сего. Поэтому они и решили, что раз религиозное сектантство не удалось, то пусть будет массовое помешательство на чисто спортивных мероприятиях.
Думаю, что именно так надо понимать то, что Россия получила право проводить Чемпионат мира по футболу. Поэтому итог такой: можно, конечно, порадоваться, что наши спортивные достижения в мире оценили, но нам не следует слишком углубляться в эти спортивные страсти. Футбол - это, конечно, лучше, чем наркотики, но, в конечном счете, он играет такую же роль, как наркотики или мыльные оперы - отвлекает народ от осмысления прошлого, настоящего и таким образом, лишает нас будущего.
Сергей Лебедев, политолог, доктор философских наук, специально для «Русской народной линии»