Когда мы говорим об освобождении Москвы от поляков, о преодолении Смутного времени, то вспоминаем имена Минина и Пожарского. Но мне кажется, что к этим двум выдающимся героям русской истории, конечно же, должен быть причислен Патриарх Гермоген. В своем собственном воображении я представляю на Красной площади памятник с тремя фигурами - Патриарха Гермогена, Минина и Пожарского.
Разумеется, существующий памятник не изменить, ибо он сам по себе имеет высокую художественную ценность и потому неприкосновенен. Однако при установке отдельного памятника Патриарху Гемогену на Красной площади нужно подумать и решить композиционно вопрос так, чтобы чувствовалось единство этих людей.
Патриарх Гермоген показал, каким должен быть Предстоятель Русской Церкви - и молитвенником за Русь, и активным участником жизни нашего Отечества, особенно в сложные, смутные для него времена. Деятельность Патриарха Гермогена являла собой сложившуюся традицию. Русское православное царство складывалось на основе единения Церкви и Государства. Существует даже специальный термин, обозначающий это единение, единство – «симфония» церковной и светской власти. Поэтому Гермоген как национальный церковный деятель понимал и чувствовал связь Церкви с Государством, и отсюда происходит его представление о собственной роли и долге в событиях начала XVII века. Он, как я ощущаю, внутренне был тесно связан с Русским Православным Государством, не отделяя себя и Церковь от него. Поэтому, когда он выступал за спасение Русского Государства, он одновременно действовал во спасение Русской Православной Церкви. Здесь проявлялась их органическая связь: когда гибло Государство - гибла Церковь. Когда гибла Церковь - гибло и Государство.
![П.П.Чистяков *Патриарх Гермоген отказывается подписать договор* П.П.Чистяков *Патриарх Гермоген отказывается подписать договор*](/images/2007/5277.jpg)
Игорь Яковлевич Фроянов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук, специально для «Русской народной линии»