На протяжении учебника авторы не раз приводят статистику представительства разных национальностей в тех или иных сферах жизни страны в разное время. В частности, во введении к книге говорится: «В Советском Союзе из 70-ти лет его истории значительная часть приходится на годы правления, когда лидерами страны были лица нерусской национальности. История национальной политики большевиков с первых лет советской власти была историей постоянного преодоления возникающих в многонациональном государстве трудностей усилиями прежде всего русского народа».
Кроме того, в учебнике присутствуют следующие высказывания: (Речь идет о ходатайстве "Еврейского антифашистского комитета" основать в Крыму еврейскую национальную автономию): «Образование еврейской республики в Крыму, куда могли бы приехать евреи со всего мира, обещало приток в СССР больших капиталов. Сталину говорили о возможности получить таким путём от запада 10 миллиардов долларов. Предложение было заманчивым, но требовало переселения значительной части жителей Крыма. В 1944-м году ГКО принял постановление от 2 апреля 11 мая о выселении крымских татар, составлявших по переписи 1939-го года 19,4 процента населения Крыма. Депортация открывала возможность для перехода к практической реализации плана Еврейского антифашистского комитета»…
Или о насильственных депортациях народов: «Причиной выселения была повышенная готовность к пособничеству оккупантам или подозрение в этом… 63 процента чеченских мужчин, призванных в армию в начале войны, нарушили присягу и стали дезертирами».
Или о событиях августа 1991-го: «Произошёл инцидент, которому было суждено оказать значительное влияние на развитие политической ситуации. При странных обстоятельствах погибли три молодых человека из числа «защитников» Белого дома. Последовавшее позже расследование этих событий показало, что случившиеся было скорее даже не несчастным случаем, а результатом заранее продуманной провокации».
Следует отметить, что учебник Барсенкова и Вдовина вышел уже третьим изданием.
«Допустимы ли, по-вашему, подобные пассажи в вузовском учебнике истории?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что вузовский учебник должен считаться исключительно с исторической истиной. «Если то, о чем пишут авторы – правда, то ей вполне место на страницах этого учебника. Да, возможно, авторам хотелось бы, чтобы эти факты интерпретировали в определенном ключе. Но любая интерпретация фактов в той или иной мере субъективна», - сказал он.
«На мой взгляд, важно научиться воспринимать историю как плод промысла Божия, в данном случае – промысла Божия о России. Хотелось бы, чтобы подобный подход тоже был отражен на страницах вузовских учебников. Нельзя подтасовывать факты и выводы, сделанные на основании этих фактов, но мы не должны забывать и о метафизическом масштабе в восприятии исторических процессов», - добавил священник.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что судить об адекватности интерпретации того или иного исторического факта и контекста, в котором он представлен, могут только ученые-профессионалы, чья точка зрения не обязана совпадать с обывательской. «А в принципе возможен идеальный, абсолютно объективный учебник истории? Каким должно быть соотношение правды и политкорректности, допускаемое строгим академическим подходом, строгой научной методологией?» - риторически вопросил он.
«Любой исторический факт можно обнародовать, а можно и замолчать, чтобы кого-то не обидеть, а можно интерпретировать в русле той или иной идеологии», - добавил священник.