Сегодня, 8 июня, в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке прошла конференция, посвященная 145-летию со дня рождения выдающегося русского врача, лейб-медика последнего русского Царя Евгения Сергеевича Боткина, сообщает наш корреспондент. Конференция организована Российской национальной библиотекой совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест». В мероприятии приняли участие правнучки Е.С.Боткина - Екатерина Мельник-Дюамель и Анна Мельник-Плюэтт, консул Франции в Санкт-Петербурге Мишель Обри, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора Санкт-Петербурга, руководитель сектора по вопросам семьи и брака Санкт-Петербургской епархии священник Константин Пархоменко, директор издательства «Царское дело» Сергей Игоревич Астахов, представители Российского Красного Креста, научные сотрудники Российской национальной библиотеки и другие деятели культуры.
Один из организаторов конференции, составитель, автор вступительной статьи, редактор книги "Царский лейб-медик. Жизнь и подвиг Евгения Боткина" Ольга Ковалевская в интервью СМИ отметила, что имя Евгения Сергеевича Боткина в России знают в основном либо те, кто интересуется историей Царской Семьи, либо те, кто специально изучал его биографию. «Имя Боткина у большинства наших сограждан ассоциируется либо с болезнью Боткина, либо с боткинскими бараками, либо с памятником Сергею Боткину, который находится у Военно-медицинской академии. Многие знают Сергея Петровича Боткина - отца Евгения Сергеевича. Пока же, к сожалению, в российском обществе имя Евгения Сергеевича Боткина неизвестно. В Мариинской больнице, где некогда служил Евгений Сергеевич, есть храм во имя святого апостола Павла. Храм многие годы находится в лесах, в то же время вся больница отремонтирована, хотя, насколько нам известно, средства были отпущены и на ремонт больницы, и на ремонт храма. Поэтому храм закрыт. Хотя храм давно можно было бы отремонтировать, можно было бы сделать в храме придел святого Евгения и просить его заступничества», - считает Ольга Ковалевская.
«Евгений Сергеевич Боткин, - продолжила она, - был прославлен Русской Зарубежной Церковью в лике мученика, в Русской Православной Церкви работает согласительная комиссия, результатом деятельности которой, надеюсь, станет общецерковное прославление Евгения Сергеевича. По молитвам к нему происходили многочисленные чудеса. Этому есть множество свидетельств. По молитвенной просьбе к нему непременно оказывалась необходимая помощь». Она отметила, что Евгений Сергеевич может быть прославлен Русской Православной Церковью не только потому, что он принял мученическую кончину, но еще и потому, что он прожил праведную жизнь. «Все исторические документы однозначно свидетельствуют, что этот человек уже при жизни был благочестивым. Некоторые настаивают на том, что отсутствие народного почитания Евгения Сергеевича в России может стать препятствием к его канонизации, я же считаю, что если наш народ узнает этого человека, то он будет чтить его как святого. Надеюсь, что наша конференция положит начало процессу общецерковного прославления Евгения Сергеевича Боткина», - выразила надежду Ольга Ковалевская.
Со своей стороны, правнучка Е.С.Боткина - Екатерина Мельник-Дюамель рассказала о том, что в ее семье Евгения Сергеевича почитают как святого, в доме есть икона мученика Евгения, ему молятся, просят о заступничестве. Она выразила уверенность, что обязательно придет время, когда Русская Православная Церковь прославит ее прадеда в лике святых.
Консул Франции в Санкт-Петербурге Мишель Обри рассказал о внуке Евгения Сергеевича Боткина, который был советником президента Франции Шарля де Голля. «В 50-60 годы ХХ века он был одним из главных специалистов французской разведки. С одной стороны, это может показаться странным потому, что он, будучи русским, занимался разведкой против Советского Союза. Но он считал, что работает не против своей Родины, а против коммунистического режима в Советском Союзе. В борьбе с коммунизмом он сыграл очень важную роль. Когда Советский Союз пал, он поменял род деятельности, став писателем. Посвятив себя литературе, он написал много книг, в том числе и книги о деятельности разведчиков», - отметил французский дипломат.
Конференция началась с выступления руководителя сектора по вопросам семьи и брака Санкт-Петербургской епархии священника Константина Пархоменко. «Сейчас наступает то время, когда из забвения выходят имена людей, которые должны стать образцом, маяком для возрождающейся России. И имя Евгения Сергеевича Боткина - это как раз одно из таких имен. Я счастлив, что Евгений Сергеевич канонизирован Русской Зарубежной Церковью. Три года назад состоялось историческое событие - воссоединение с Русской Зарубежной Церковью, поэтому было бы правильно, если бы вслед произошло общецерковное прославление Евгения Сергеевича. Но компетентные люди рассказали мне, что не все святые, канонизированные Русской Зарубежной Церковью, автоматически становятся святыми в Русской Православной Церкви. И этому есть достаточно простое объяснение. Дело в том, что Русская Зарубежная Церковь не имела многих материалов, не имела доступа к архивам, доверяла воспоминаниям не совсем компетентных лиц, поэтому иногда совершались поспешные канонизации. Поэтому прежде чем Русская Православная Церковь признает канонизацию тот или иного лица, прославленного Русской Зарубежной Церковью, необходима тщательная перепроверка и всестороннее исследование биографий этих людей. Среди людей, канонизированных РПЦЗ, как показали русские документы, открытые на Родине, не все достойны канонизации. Но Евгений Сергеевич - это тот человек, которого в первую очередь стоило бы канонизировать за его самоотверженное служение на том поприще, которое он выбрал, и за его искреннюю веру в Бога», - считает священник.
По его словам, ни Император Николай II и его Семья, ни Евгений Боткин не являлись мучениками. Они были страстотерпцами. «Страстотерпец - это тот человек, который отказывается от своей жизни ради умиротворения, ради мира на земле, ради того, чтобы кровь человеческая не проливалась. (…) Многие молодые люди не могут понять и принять подвиг страстотерпчества. Они говорят, что отказаться от вооруженной борьбы - это, по сути, склониться перед врагом. Но, тем не менее, именно на Руси был сформулирован новый чин святости, и первыми страстотерпцами на Руси стали князья Борис и Глеб», - напомнил он. «В этом смысле я всегда говорю, что Император Николай со своей Семьей был как раз одним из этих людей. Его нельзя прославлять как мученика, как это сделала Русская Зарубежная Церковь, ибо мученичество подразумевает выбор человека - отказаться от веры и сохранить жизнь либо остаться с верой и отдать свою жизнь. Такой выбор Императору не пришлось делать», - считает священник.
«Евгений Сергеевич Боткин был удивительным подвижником, абсолютно цельным человеком, совместившим в своей жизни глубокую, искреннюю, подлинную веру в Бога и верность долгу перед страной и обществом. С потерей сына вера стала важной гранью его жизни. Он обрел веру и всю дальнейшую жизнь совмещал религиозное со светским, веру и честное исполнение своего профессионального долга. Он воспитывал своих детей в страхе Божием. Он регулярно посещал храм. Я считаю, что кто-кто, а Евгений Сергеевич должен быть канонизирован», - полагает отец Константин.
На конференции состоялись и другие выступления.
В завершение конференции состоялась презентация книги «Царский лейб-медик. Жизнь и подвиг Евгения Боткина». На презентации книги выступили библиограф Российской национальной библиотеки, участница создания этой книги Лидия Капралова, автор-составитель книги Ольга Ковалевская и директор издательства «Царское Дело» Сергей Астахов.