Я вырос на Кавказе в городе Пятигорске. До Буденновска - рукой подать, всего 120 км, я туда как-то даже на велосипеде ездил. Тогда подумать не мог, что этот город узнает вся Россия. Буденновск - один из древнейших городов на территории России. Он существовал еще в античные времена - был торговым пунктом на Шелковом пути, назывался Маджары. В XVIII веке, когда на Кавказ пришла Россия, здесь учредили казачью станицу, переселили сюда большую общину армян из Дагестана, защищая их от гонений мусульман. Именно тогда городу было усвоено новое название: город Святого Креста. Это название, кстати, связано с именем Царя Петра I. Он в ходе своего дербентского похода основал в Дагестане русское укрепление, назвав его Святой Крест. Именно оттуда и были переселены в местечко Маджары армяне, взявшие с собой и это название. Так что Петр I тоже имеет отношение к истории Буденновска. В советское время в этих краях лихачил Семен Буденный, в честь которого город получил современное название.
Летом 1995 года я был у себя в родном Пятигорске. Знакомый священник пригласил меня поехать с делегацией духовенства в Буденновск на 40-й день трагедии. Это было 23 июля. В тот день я увидел город, в котором были свежи следы происшедшей трагедии. Все дышало неизбывным горем. Казалось, слезы были растворены в воздухе. Тогда его называли «городом черных платков». В больнице бандиты захватили около 4-5 тысяч человек. Если учесть, что в самом городе живет около 50 тыс. человек, тогда можно представить реальный масштаб трагедии: практически каждый 10-й житель оказался заложником.
В тот день была отслужена заупокойная Литургия в старом казачьем храме во имя Казанской Богородицы и совершен крестный ход от храма к больнице, прошедший именно по тому пути и по тем улицам, по которым гнали мирных людей бандиты. Это был действительно крестный ход. Мы чувствовали тот крест, на который взошел этот город, носящий имя Креста. В те трагические дни он оправдал свое название.
Больница напоминала больше рейхстаг. Ничего живого в ней не осталось. Изрешеченные пулями стены и темные оконные проемы. Тогда ее, кстати, хотели снести, чтобы не вспоминать о трагедии. Именно там, на месте, я узнал одно духовное обстоятельство, которое для меня раскрыло именно духовный смысл произошедшей трагедии. Там я узнал и увидел, что больница находится на территории старинного православного монастыря.
Назывался он Воскресенский Мамай-Маджарский монастырь. Его основание связано с именем святого благоверного князя мученика Михаила Тверского. Мощи убитого в орде на Кавказе князя Михаила по пути в Тверь останавливались близ города Маджары. Именно здесь они просияли столбом света, как о том повествует житие. Т.е. на этом месте Сам Господь начал прославление св.князя Михаила, открыв святость его мученического подвига. Впоследствии на этом месте и был основан Воскресенский монастырь памяти князя Михаила Тверского. В него из Твери была передана частица мощей святого, помещенная в его иконе. Эта икона сохранилась доныне (В самой Твери мощи были уничтожены в период богоборчества и частица мощей в Буденновске остается единственной, так что недавно от этой частицы была отделена частичка для Твери).
После этого открытия нападение бандитов предстало как духовная брань - ведь они напали, по сути, на нашу святыню. В трагедии я увидел глубокий религиозный смысл. И когда я услышал в Буденновске о явлении Божией Матери, то это чудо показалось даже естественным. Многие люди видели Матерь Божию, молящуюся у Креста. Митрополит Ставропольский Гедеон, узнав о явлении, велел записать свидетельства очевидцев, и ознакомившись с ними, признал это явление чудом Матери Божией. После этого он благословил написать икону на основе этих свидетельств. Она была создана в кратчайшие сроки к 40-му дню и привезена в Буденновск, где и была освящена на кладбище на могилах невинно убиенных людей, которых мы по правде Божией должны назвать мучениками. По милости Божией мне довелось нести эту икону от больницы до кладбища за городом и держать ее в тот момент, когда она была освящена. Тогда я понял, что сподобился стать свидетелем рождения новой иконы Православной Церкви. И воспринял это как долг ее почитать и прославлять. Первописанную икону поместили в Казанский храм. Она сразу же стала чтимой на Кавказе. Митрополит Гедеон сам составил ей тропарь и кондак. Икону стали праздновать 18 июня.
Вернувшись с Кавказа, я написал статью о своей поездке и впечатлениях, которая была перепечатана десятках разных изданий. После этого я и стал служить 18 июня. Позже обратился к знакомому иконописцу Николаю Груздеву с просьбой написать для меня этот образ. Он проникся новой иконой, которую и написал в древнерусском каноническом стиле. От иконы он сам получил особую помощь. Когда начинал ее писать - он был еще мирянином, а когда закончил - был уже диаконом, причем, благословение на рукоположение получил именно 18 июня. На иконе отец Николай под Крестом изобразил монастырь, где произошло явление, а за ним - Кавказские горы с узнаваемым силуэтом Эльбруса. На полях святой князь Михаил Тверской. Эта большая икона, наверное, единственная не только в Петербургской епархии, но и на всем русском севере. (Хотя буду рад ошибиться).
В год 15-тилетия я хотел обязательно совершить службу в этот день. Думал только - где? У себя ли в храме? Может быть, у отца Николая Груздева в Карташевской? А может поехать на Кавказ в Буденновск? Но человек предполагает, а Бог располагает. Меня неожиданно пригласил к себе на День Ангела протоиерей Игорь из Сестрорецка, настоятель храма Тихвинской Божией Матери, которому я весьма благодарен за принесенный в Мемориальную Квартиру св.Иоанна Кронштадтского дар. Но я сказал о.Игорю, что не могу приехать без Свято-Крестовской иконы. Он же с радостью согласился принять икону Божией Матери в это
день и послужить молебен.
Я никогда не был у о.Игоря в храме, и не мог понять, почему Промысел Божий призывает икону именно в этот храм. Со мной пожелали поехать о.Николай и о.Андрей из Тихвина. Когда сегодня утром в Сестрорецке мы вошли в небольшой новый храм Тихвинской иконы Божией Матери, стоящий у самой железнодорожной станции, то, можно сказать, прямо с порога я понял, почему Матерь Божия избрала именно этот храм для прославления иконы Свято-Крестовской. В центре храма на левой стене у иконостаса я увидел огромную икону высотою метра три, представляющую собою собор чтимых икон Божией Матери в виде древа. На ней было помещено 15 чудотворных икон. Потом в алтаре я увидел, что вся алтарная преграда с обратной стороны тоже увешана иконами Божией Матери, также около 15 икон. В итоге в этом небольшом храме можно было увидеть почти все самые почитаемые иконы Русской Церкви. И я вспомнил, что подобная часовня была устроена в Дивеево по благословению преп. Серафима Саровского, где собирали списки чудотворных икон. Также такая часовня существовала в Леушинском монастыре. Игумения Таисия собирала в ней списки явленных икон Божией Матери. В этом маленьком храме возникает чувство, что ты находишься в особом Доме Матери Божией - куда ни посмотришь на тебя взирает Ее Пречистый лик. Отец Игорь оказался глубоким почитателем Пресвятой Богородицы. К тому же, его храм окормляет казаков, и его многие просто называют Казачьим. Вот поэтому Свято-Крестовская икона здесь и оказалась. Мы служили Литургию с собором духовенства. 7 батюшек приехало поздравить о.Игоря с именинами. Потом послужили молебен святому князю Игорю и Свято-Крестовской Богоматери.
Я раздал иконочку, которую мы напечатали для прославления образа.
Когда пришли на праздничную трапезу, то увидели в трапезной еще один иконостас, составленный из икон Божией Матери. Но здесь все иконы были вышиты усердными женскими руками. Было приятно увидеть среди многих икон и наш почитаемый образ Матери Божией «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Когда мы прощались с отцом Игорем, то он сказал, что сам поражен действием Промысла Божия - как сегодня его храм посетила Матерь Божия Своим Свято-Крестовским образом.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, «Русская народная линия»