«Понтификат Иоанна Павла II стал временем триумфа, неуклонно ведущего к трагедии»

Диакон Владимир Василик подвел итоги правления предыдущего папы, 90-летие со дня рождения которого ныне отмечают католики

0
414
Время на чтение 5 минут

Для Римо-Католической церкви понтификат папы Иоанна Павла II действительно явился очень плодотворным. Достаточно сказать, что разгром Православной Церкви на Украине и приобретение на Украине обширных епархий как собственно католических, так и греко-католических, так и приобретение новых епархий собственно внутри Великой России, католики могли бы поставить в заслугу этому римскому папе. Весь вопрос заключен в том, а можем ли мы, православные, поставить ему это в заслугу?

Другой геополитический успех римского папы - его участие в разгроме Советского Союза, без которого, конечно, торжество унии на Украине и распространение католицизма внутри России было бы невозможно. Понятно, что римский папа был несамостоятелен и действовал при тесной координации и при прямой поддержке Госдепартамента США и разведывательных структур. Весь вопрос в том, можем ли мы засчитать ему это в актив?

Безусловно, то, что в 1978 году был избран папа-поляк, было не только знамением времени, но и как бы точным расчетом известных сил на разрушение СССР и системы Организации Варшавского договора, потому что Польша была наиболее слабым его звеном. Та волна национально-религиозного возрождения, которую поднял Кароль Войтыла, то есть папа Иоанн Павел II, не в последнюю очередь сработала на разрушение системы Варшавского блока.

Если нынешние поляки посмотрят на то, что происходит сейчас, то стоит им задать вопрос: а стала ли Польша более христианской страной, чем она была при коммунистах? И вообще, тем, кто боролся против советского блока, против социалистического строя, впору задаться вопросом: а стал ли мир более христианским, когда была разрушена так называемая «империя зла»? Несмотря на то, что Польша считается католической страной, число абортов и, прежде всего, нелегальных, в ней огромно.

Я с ужасом узнал в начале мая такую вещь. В одном из гламурных журналов говорится о том, что супруга погибшего президента Качиньского, которая погибла вместе с ним, пошла против собственного мужа и агитировала за полномасштабную легализацию абортов в Польше, а также за полное право женщины, как она выразилась, распоряжаться своим телом. Хотя ее муж - добрый католик, который выступал, конечно, за запрет абортов. Поэтому можно, конечно, скорбеть над жертвами авиакатастрофы под Катынью, но только наполовину. Так как в результате этих действий мир не стал, по своей сути, ни лучше, ни более христианским.

Что происходило в понтификат Иоанна Павла II? С одной стороны, триумфальные успехи на Востоке, а с другой стороны - страшное оскудение веры на Западе. На наших глазах в Ассизе, некогда сердце католической веры, происходили достаточно странные культовые действа, когда буддисты и кришнаиты могли спокойно приезжать туда и там медитировать. На наших глазах на Западе католические церкви превращались в ашрамы, дацаны и мечети, а временами и просто в кафе. К сожалению, роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» в понтификат Иоанна Павла II все более и более становился реальностью. Христианство в Европе отступало перед исламом и отступало достаточно явно и наглядно. Дело не только в большом количестве эмигрантов и их большой плодовитости. Я в свое время написал по этому поводу стих:

И турок сегодня плодится,
Десяток ему нипочем,
А немец надменный гордится
Одним с половинкой дитем.

Дело не только в этом, но и в том, что среди европейцев находилось достаточное количество ренегатов, переходивших в ислам, в том числе и из номинально католических семей. Хуже того, католическая вера отступала перед натиском секуляризма и атеизма и в третьем мире. Мне вспоминается рассказ нынешнего Святейшего Патриарха, а тогда митрополита Кирилла, на встрече, проходившей в Петербурге в 1996 году в здании Капеллы, где он рассказывал, как в одной из латиноамериканских столиц, в Буэнос-Айресе, происходила торжественная католическая месса в большой праздник. И рядом, чуть ли не на паперти собора, была выставлена сцена, на которой происходили какие-то эстрадные представления, орали динамики, заглушая молитвы, богослужебную музыку даже в самом соборе. И это явление, к сожалению, типическое.

Я бы сказал, что понтификат Иоанна Павла II - это триумф и трагедия. Триумф над теми областями, где еще сохранилась вера, и, прежде всего, православная, именно над странами второго мира, и трагедия мира первого и третьего, который веру терял и стремительно на глазах теряет. Люди старшего поколения, жившие в начале 90-х, хорошо помнят, что творилось в это время на Украине, как униаты при поддержке ОМОНа врывались в православные храмы. Это было во Львове, Самборе, в других украинских городах, как омоновцы лопатами рубили православных, как бросали в храмы гранаты со слезоточивым газом, как беспощадно избивали православных священников и мирян, а некоторых даже и убивали. В будущем предстоит раскрыть страшную правду о том, какими методами на западной Украине утверждалось униатство. При этом у Ватикана всегда была и есть возможность заявить: «А, мы тут не причем. Это местные националисты». У Ватикана всегда была возможность снять с себя ответственность и остаться в белых ризах. Но мы-то знаем, кто реально финансировал, направлял, координировал и благословлял эти процессы. Это был Ватикан. Это был Иоанн Павел II. Уния на Украине была, есть и будет польским изобретением, нужное исключительно для польских видов, для бесконечной войны Польше с Россией, и католицизма с Православием.

Что касается моего общего впечатления от Иоанна Павла II как богослова, то мне приходилось читать, и достаточно пристально, его работы, в том числе его катехизис «Верую во единого Бога». У меня такое впечатление, что он, скорее, поэт, чем богослов. Несомненно, некоторые его положения были еретическими, в том числе его учение о Святом Духе как о дыхании любви, исходящим от Отца и Сына и только, - это триадологическая ересь, ничем не лучше савелианской ереси. И то, что он не замечал такие вещи и даже не пытался их как-то объяснять и оправдывать, лишний раз свидетельствует не только о его личном уровне, но и о том, чем живет нынешний католический мир.

Явление папы Римского Иоанна Павла II в огне костра 2 апреля 2007 годаС одной стороны, его понтификат - это некоторая консервативная реакция по сравнению с тем, что творилось в 60-е - начале 70-е гг. в католическом мире. С другой стороны, возникает вопрос: а надолго ли? Эта консервативная реакция оказалась возможной на уровне «против кого мы дружим», на уровне борьбы с Россией, социализмом и Православием. Но опять-таки, как только исчезает враг, что делать дальше? Эти вопросы поставлены перед нынешним папой, и я боюсь, что он не сможет разрешить их должным образом.

Некоторые шаги прежнего папы являлись явно скандальными. Например, его визит в синагогу в 1986 году, где он, невзирая на все апостольские правила, совместно молился с иудеями, как, можно сказать, Войтыла-песнопевец псалмопевцем стал и в синагоге вместе с иудеями воспевает он псалмы Давидовы. Молитву делит с ним преемник тех, кто иудеев жгли от страсти к золоту, а Павел Иоанн подпевает им в лад все оттого же, из корыстолюбия. Этот шаг достаточно скандальный, который смутил многих.

Многие другие его ходы также достаточно скандальные. И скажу, что игра в консерватизм временами оборачивалась достаточно либеральными и соглашательскими шагами. И достаточно двойственна была его политика - он готов был признать вину перед евреями, но почему-то мило забывал признать вину перед русскими и перед сербами, павшими жертвами геноцида во Второй мировой войне, в том числе и от рук католиков.

Другое дело, что во время натовских бомбардировок 1999 года он вел себя довольно достойно, он все-таки осудил эти налеты. Но опять-таки чрезмерная политизированность Ватикана в эту эпоху, чрезмерная его зависимость от международных структур, и то, что Ватикан стал одним из факторов глобализации, - все это, безусловно, печалит. И, конечно же, я бы не стал говорить, что самый длительный понтификат стал временем только триумфа католического мира. Боюсь, что, скорее, он стал временем триумфа, неуклонно ведущего к трагедии.
Диакон Владимир Василик, доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28