Много говорят о том, что Президент России Дмитрий Медведев сильно ограничен в своих возможностях влиять на правоохранительные органы. Поэтому те предпочитают имитировать борьбу с коррупцией, привлекая к ответственности лишь мелких взяточников, учителей, врачей или «стрелочников». Продолжая стращать предпринимателей, выбивая из экономики наиболее активных и результативных бизнесменов.
Однако у Медведева есть рычаг, с помощью которого он мог бы радикально изменить ситуацию и прекратить творящиеся беззаконие и произвол. Этот рычаг - судьи, каждый из которых назначается Президентом.
Именно суд сегодня стал конечной инстанцией, которая узаконивает беззаконие. А если бы судья, обнаружив, например, фальсифицированное доказательство по уголовному делу, вынес частное определение в отношении следователя, тот вряд ли посмел заниматься подобным впредь, поскольку сам моментально стал бы подследственным. Таким же образом судья может пресечь зарвавшегося налоговика или любого другого чиновника.
Судьи сегодня являются одной из наиболее социально защищенных и материально обеспеченных категорий чиновничества. То есть изыскивать «дополнительные» средства для повышения их благосостояния не нужно. Иммунитет от незаконного уголовного преследования у судьи даже более сильный, чем у депутата Государственной Думы. Дело за малым - заставить исполнять закон хотя бы тех, кого назначает непосредственно Президент.
Если суд будет добросовестно исполнять свои обязанности, то любого «правоохранителя», который фабрикует уголовные дела, можно будет легко привлечь к ответу. И с коррупцией будет покончено, потому что каждый гражданин сможет обратиться в суд с иском о злоупотреблениях, которым будет дана достойная оценка.
Может быть, для возврата суда в правовое русло необходимо принять дополнительные законы? Так для этого есть «Единая Россия» с большинством в Госдуме.
В квалификационных коллегиях должны заседать не те, кто наиболее лоялен судебному руководству, а наиболее компетентные и авторитетные в судейском сообществе лица. Ротацию членов коллегий целесообразно проводить раз в полгода с возможностью пролонгации не более чем на два срока подряд. Выборы в коллегии (общественные советы) должны стать гласными и прозрачными. Ну, и, естественно, общественный контроль над судьями необходимо существенно усилить.
Дмитрий Барановский, Лефортово, специально для «Русской народной линии»