«Конечно же, кризис и катарсис - это состояния, которые могут быть определенным образом взаимосвязаны. Кстати, оба термина имеют греческое происхождение. Кризис обозначает какое-то тяжелое переходное состояние, резкий перелом, серьезное затруднение; реже этим словом называют трудное решение, некий поворотный пункт. Катарсис означает очищение. Например, Аристотель в своей "Поэтике" называл катарсис "очищением духа при помощи страха и сострадания". Отвечая на ваш вопрос в этом смысле, можно сделать вывод, что и отдельному человеку, и всему человеческому сообществу было бы лучше, если бы кризисы заканчивались катарсисами. Но я пока что не вижу особого очищения международного финансово-экономического духа. Страх в избытке, сострадание в недостатке... Хотя в целом весь этот нынешний кризис становится всё больше похож на древнегреческую трагедию с ее хорами, хороводами и сценическими механизмами. С болью и самым искренним состраданием думаю о простых людях в любой из стран, потерпевших от нынешнего кризиса, - о тех людях, которым приходится выносить тяготы этих международных закулисных интриг», - сказал владыка.
Вместе с тем, заметил митрополит Филарет, людям необходимо помнить, что времена всегда сложны: «Вы, к примеру, можете определить, когда были "простые времена" в мировой или отечественной истории в течение двух последних столетий? Вот, и я не могу. И святой апостол Павел, судя по всему, не смог бы да и не стал бы этого делать. Потому что он сказал то, что нам надлежит помнить во все века, в любые времена: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Ев. 13: 8)".
Отвечая на вопрос, почувствовала ли Церковь кризис, и не стали ли люди из-за финансовых проблем меньше жертвовать в храмах или наоборот, чаще заходить в церкви, владыка сказал: «Начнем с того, что Церковь - это верующие люди, которые объединяются в общины, строят храмы и наполняют их жизнью по канонам своей веры. Они приходят в храм как в Дом Божий и жертвуют на его благоустроение от души и по возможностям. И потому Ваш вопрос по своей логике обращен не к Церкви, а к расчетно-кассовому центру».
Но, продолжил архипастырь, несмотря на финансовые трудности, пожертвования на строительство храмов и другие нужды Церкви не прекращаются: «Пожертвование - это не просто акт передачи средств на покупку кирпичей или оплату счетов. За каждым пожертвованием стоит жизнь человека, его личная история, его радость и горе, его совесть и надежда... И здесь не важно, какую сумму составляет пожертвование: важен мотив, который движет человеком. Нередко жертвователи, которые обладают значительными экономическими возможностями, объединяются в Советы попечителей. Так, например, строится Духовно-образовательный центр Белорусской Православной Церкви в Минске и некоторые другие масштабные объекты».
На вопрос журналиста о том, как согласуются древние требования Церкви к человеку с современной жизнью, митрополит Филарет заметил: «Знаете, а ведь Церковь на самом деле ничего от человека не требует - ни от верующего, ни от неверующего. Она лишь предлагает ему так называемый "царский путь" земной жизни, который продолжается и в Жизни Вечной. Хочешь идти этим путем, - Бог тебе в помощь. Но прими к сведению правила и советы, опыт и мудрость тех, кто этот путь прошел и знает о нем не понаслышке. И первым советником на этом пути является Тот, Кто сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6), - Христос Спаситель. Все Его заповеди, наставления, советы и предостережения изложены в Евангелии и разъяснены в Деяниях и Посланиях святых апостолов. Изучил эти основы основ? Можешь углубиться к истокам, открывать мудрость Библии и постигать смысл Священной Библейской истории. Хочешь примеров - вот перед тобой жития святых от начала человеческой истории до сего дня. Постигай их логику, старайся понять их мотивы, пробуй применить к себе их опыт. Желаешь молиться - вот молитвослов, в котором собраны молитвы тех, кто преуспел в этом деле больше других. Пойми их, примени к своему сердцу, и тогда ты научишься развивать диалог с Богом своими словами. Желаешь поститься - вот правила монастырские, вот мирские: делай то, что тебе по силам. Итак, где здесь требования? Их нет, но есть предложение быть своим на "пиру веры", по Пасхальному слову святителя Иоанна Златоуста. Но коль уж ты встал на этот путь, то будь благоразумен и соблюдай принятые правила, чтобы не впасть в излишества и самочиние, потому что это приводит к безумию».
«Церковь, - продолжил архипастырь, - всегда современна. Но не технические новинки определяют признаки ее современности, а знание души человека, любовь к человеку и умение соединить человека с Богом в любой миг истории и в любой части света. И чем больше в церковном лоне таких людей, таких архиереев и священников, таких монахов и мирян, таких проповедников и героев веры, - тем более она современна и, я бы сказал, своевременна для своих соотечественников. А перемены в Церкви состоят в том, что она находит в себе человеческие силы для того, чтобы оставаться самой собой среди всех новшеств технического прогресса, во всех хитросплетениях всемирной истории, на всех виражах мировой культуры».
Что же касается технических новшеств, например Интернета, владыка так охарактеризовал его значение для Церкви: «Для Церкви Интернет - это не более чем инструмент. Причем, далеко не универсальный... Быстрый доступ к нужной информации, скорость обмена данными, оперативность в распространении информации: все это замечательно и бесспорно. Но болтовня, сплетни, ни к чему не приводящие споры - это убийство времени. Полагаю, что многие совершают это убийство от одиночества или из-за каких-нибудь личных комплексов, нереализованных амбиций... Согласитесь: ведь, по правде говоря, во всемирной информационной сети человек еще более одинок, чем наедине с собой. Потому что он не несет ответственности ни за себя, ни за кого... А первопричина одиночества как раз и состоит в отсутствии или в нежелании личной ответственности перед конкретным человеком и обществом. Общение с собеседником, лица которого не видишь и голоса не слышишь, - взаимно безответственно. А значит - большей частью бесплодно и для души, и для сердца. В результате человек вообще может потерять навык общения с реальным миром и живыми людьми! И тогда на смену настоящей жизни приходят психические расстройства и разрушение социальных основ личности. Вот почему нет смысла говорить о привлечении новых прихожан через информационную сеть. Ведь в Церкви все и перед всеми - лицом к лицу, рука об руку, глаза в глаза. Это относится в равной степени к живым и умершим, к прихожанам и к иконам, к человеку и к Богу. К этой реальности приходят не через Интернет, а через пот, слезы и кровь настоящей жизни. Какой сегмент в Интернете занимает совесть? Вот именно: никакого, потому что она - в сердце человека и в лоне Творца. Потому и не стоит придавать инструменту большего значения, чем инструментальное. Иначе польза от него может обернуться вредом».
Отвечая на вопрос, как научиться понимать и прощать людей со всеми их недостатками и грехами, митрополит Филарет сказал: «Для начала нужно постараться четко осознать, что ты собою представляешь. Легко ли другим понять и простить тебя со всеми твоими недостатками и грехами? Чем легче ты прощаешь самого себя, тем сложнее тебе простить другого человека, и наоборот. Мне очень нравится выражение одного из подвижников веры, который сказал, что все люди - раненые в битве. А раненых не добивают: их выносят с поля боя и стараются спасти».