Итак, после долгой дискуссии самоубийственная декларация принята. Напомним, что она была внесена голосами 114 парламентариев от «демократического», в самом худшем смысле этого слова, блока президента Бориса Тадича с говорящим названием «За европейскую Сербию» (ЗЕС). Для формального большинства, которое бы утвердило декларацию, были необходимы голоса еще 11 депутатов. Путем незамысловатых ходов, о которых вполне можно догадаться, нужные голоса были получены.
Против декларации проголосовали представители Демократической партии Сербии (ДПС) Воислава Коштуницы и партии «Новая Сербия» (НС) Велимира Илича. В голосовании не приняли участия сербские радикалы (СРП), депутаты от Сербской прогрессивной партии (СПП) Томислава Николича и Либерально-демократической партии. С представителями последней, являющимися известными ультразападниками, считающими, что в декларации не достаточно четко обозначена вина сербов, все понятно. А вот с Томиславом Николичем ситуация стала моментом истины. В интервью газете «Пресс» по поводу голосования в Скупщине он снова показал свое истинное лицо, заявив, что голосование «за» декларацию не поняли бы избиратели, а голосование «против», - в Евросоюзе.
Предложение лидера фракции ДПС Милоша Алигрудича о поименном голосовании было отклонено. Кроме того, принятие декларации проходило по так называемой ускоренной процедуре, не предусматривающей внесения каких бы то ни было поправок. М.Алигрудич подчеркнул необходимость принятия декларации, осуждающей все преступления на территории бывшей СФРЮ. По его мнению, выделение отдельных жертв может привести к обозначению Сербии как «геноцидного» государства.
Еще один представитель ДПС, Йован Палалич, отметил, что предложенная декларация пагубна для страны, что она ставит клеймо на Сербии, а не на отдельных личностях. По его словам, документ делит жертв гражданской войны, стравливает народы, и не осуждает преступления над сербским народом, более всего пострадавшим в войне.
Лидер фракции ЗЕС Нада Колунджия заявила: «Принятие декларации закрывает трагическую главу недавнего прошлого, и открывает новые перспективы поколениям, которые приходят. Сербии возвращено международное доверие и влияние». Колунджия зря обманывает себя, и пытается обмануть избирателей. Все еще только начинается. И освещение мировыми СМИ факта принятия пресловутой декларации подтверждает это.
Если уже российские электронные и печатные СМИ отметились заголовками «Сербия призналась в геноциде», «Парламент Сербии признал геноцид мусульман в Сребренице», «Сербский парламент осудил резню в Сребренице», «Сербы попросили прощения за убийства мусульман в Сребренице», то о западных и балканских говорить просто не приходится. Утверждение декларации по Сребренице неприятелями Сербии толкуется в нужном им ключе, и именно такая трактовка будет навязана стране на международном уровне.
В феврале 2007 г. Международный суд ООН признал события в Сребренице в 1995г. геноцидом, сняв, правда, за это ответственность с Сербии. Затем, в январе 2009 года Европейский парламент провозгласил 11 июля «днем памяти геноцида в Сребренице». После таких решений «европейцев» Тадич и его сторонники, вероятно, полагают, что декларация облегчит принятие Сербии в ЕС. Не тут-то было. Новые условия Белграду не заставят себя ждать. Уже сейчас из Международного суда ООН запущена утечка информации о том, что решение по иску Сербии о противозаконности провозглашения независимости Косова откладывается на неопределенный срок. Более того, не исключено, что Белград будут шантажировать возможным иском Приштины о «геноциде» албанцев в Косове со стороны Сербии, если последняя будет продолжать упорствовать в своем непризнании «новой реальности» на Балканах.
Кроме того, принятие декларации непременно скажется на росте межнациональной и межрелигиозной напряженности в Сербии. Что там! Уже начинает сказываться. Так, главный муфтий Исламского сообщества Сербии Муамер Зукорлич подчеркнул, что он не признает декларации о Сребренице, если там не будет слова «геноцид». По сообщению агентства Фонет, главный муфтий Сербии пообещал, что если в декларации слова «геноцид» не будет, то он соберет пресс-конференцию, и объявит, что мусульманское сообщество отвергает декларацию. С ним солидарен и белградский муфтий Мухаммед Юсуфпашич, заявивший 30 марта, что Сербия может дистанцироваться от преступления в Сребренице только «признав преступление и извинившись». Мусульманский депутат Эсад Джуджевич вдруг вспомнил о мнимом насильственном крещении боснийцев, на что резко реагировал представитель сербских радикалов Александр Мартинович, подчеркнувший, что «Сербская Православная Церковь никогда никого насильно не крестила».
Однако, пожалуй, главные неприятности ожидают сербов Республики Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине (БиГ). Политики из другого образования БиГ - Мусульманско-хорватской федерации - получают новый козырь в ведущейся ими борьбе за устранение РС, созданной якобы в результате «геноцида» мусульман. Декларация уже вызвала пока тихий ропот у политиков РС, и более явный у населения Республики, которое уже вспоминает блокаду Белградом по реке Дрине времен войны в БиГ. Снова всплыло слово «предательство».
Поэтому Слободан Самарджич из фракции ДПС отметил, что позорная декларация необходима для того, чтобы Сербия не касалась Республики Сербской и признала процесс ее удушения. А В.Илич (НС) задал резонный вопрос о том, интересовались ли разработчики декларации мнением кого-нибудь из РС.
По мнению политиков РС, декларация о Сребренице является безответственным документом, т.к. осуждает только события в этом городе, а не все преступления, совершенные в БиГ. Кроме того, мусульманское Сараево все равно останется недовольным документом.
Председатель народной Скупщины РС Игорь Радойчич отметил, что определенная часть общественности, особенно жертвы войны и ее ветераны, обеспокоена тем, что декларация не включает в себя осуждение всех преступлений.
Председатель Союза бывших заключенных РС Бранислав Дукич безуспешно обращался к сербской Скупщины с просьбой не принимать декларацию, «основанную на боснийском мифе и лжи». Накануне принятия декларации в интервью агентству Срна Дукич сказал: «Приняв документ, Сербия бы признала, что участвовала в войне в БиГ, и почти бы признала, что совершен геноцид, что неправда. Мы этого, как жертвы принять не можем». Неправительственная Организация сербских ветеранов РС в открытом письме к Борису Тадичу и парламентским фракциям парламента Сербии потребовала «не совершать греха», не разделять жертвы, но осудить все совершенные преступления. Представители данной организации предупредили, что принятие декларации будет означать предательство сербского народа.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»