Здравко Толимир родился в ноябре 1948 года. Окончил Военную Академию в Белграде. Владеет русским и английским языками. На протяжении своей военной карьеры служил во многих гарнизонах СФРЮ. Был дважды ранен во время беспорядков в Косове в 70-х годах. Начало распада страны Толимир встретил в Сплите, откуда был назначен в Книн, в команду Ратко Младича, возглавлявшего тогда 9-й Книнский корпус Югославской Народной Армии (ЮНА). Вместе с ним весной 1992 года Толимир оказался в Боснии и Герцеговине, заняв пост заместителя начальника разведки и контрразведки главного штаба Армии Республики Сербской (АРС). Толимир лично подбирал охрану Радовану Караджичу и Ратко Младичу. Он был одним из руководителей военной операции по взятию Сребреницы и Жепы летом 1995 года.
Толимир участвовал в переговорах в Дейтоне, отвечал за интерпретацию военной части Парижского мирного договора. Также он был участником Венских переговоров по контролю за вооружениями на территории бывшей Югославии. После увольнения Младича в 1996 году Толимир был отправлен в отставку. В феврале 2005 года Гаагский трибунал выдвинул против него обвинение в совершении преступлений против боснийских мусульман из Сребреницы и Жепы.
Известно, что трибунал фабрикует обвинения против подсознательно ненавидимых им сербов, а совершенно очевидные преступления их противников просто не замечает или даже оправдывает. Самые показательные в череде позорнейших решений этого «суда» - оправдательные вердикты по делам двух палачей - албанца Харадиная и боснийского мусульманина Орича.
Случай же с Толимиром по-своему беспрецедентен. Как видим, он участвовал в международном послевоенном урегулировании в бывшей Югославии, от которого были под надуманными предлогами устранены Ратко Младич и Радован Караджич. И только через десять лет после событий в Сребренице заказчики Гааги выдумали против него обвинение. Очевидно, что оно сфабриковано именно потому, что Толимир - ближайший соратник Младича, которого Гаага так и не может достать. Отсюда методы воздействия на него, отсюда и спецоперация по его захвату и переправке в Гаагу. В мае 2007 года после активного сопротивления сербскому спецназу у себя на квартире в Белграде он был захвачен и вынесен из дома в мешке для перевозки трупов. Затем его доставили на территорию Республики Сербской, где его и арестовали возле города Братунац.
Толимира обвинили в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности в отношении боснийских мусульман в Сребренице и Жепе с июля по ноябрь 1995 года. В сообщении для прессы Гаагского трибунала уточняется, что он якобы контролировал некий отряд АРС, уничтоживший в районе Сребреницы более тысячи семисот человек боснийских мусульман, находившихся в местах временного содержания. Толимир будто бы состоял в «преступном сговоре», целью которого было уничтожение боеспособного мужского населения и насильственное удаление мусульманских жителей из Сребреницы и Жепы. В данном «преступном сговоре», как утверждает обвинение, состояли также еще семь офицеров АРС, процесс над которыми в Гааге все еще продолжается.
Можно не сомневаться, что приговор для них уже написан. И этот приговор, по заведенной в трибунале практике, будет подшит к «делу Толимира». Тем более, что прокурором на обоих процессах выступает один и тот же человек - Нельсон Тэйер. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. Приговор бывшему командиру Дринского корпуса АРС генерал-лейтенанту Р.Крстичу, осужденному на 35 лет, несмотря на установление того факта, что он не отдавал никаких преступных приказов, основывался на пресловутом участии в «преступном сговоре» - в занятии Сребреницы.
Весьма показателен и состав судебной палаты на процессе Толимира. Председательствует немецкий судья Флюге, а ему помогают два «крупных специалиста в области права» и «знатоки Балкан» судьи Миндуа из Конго и Ниамбе из Замбии. Что-то напоминает некий колониальный суд в Африке, когда местных жителей судили чиновники «белой» администрации с кукольными представителями местных племен. Только наоборот, разумеется. Странно выглядело бы, чтобы сегодня судебные дела в Африке разбирали европейцы. Впрочем, это всего лишь штрих, так как, подчеркнем еще раз, обвинения и приговоры составляются в соответствующих структурах стран НАТО.
В своей речи, не содержащей ничего кроме пустой демагогии, прокурор Нельсон Тэйер назвал Толимира «одним из организаторов геноцида мусульман в Сребренице». Прокурорские слова о том, что генерал, будучи профессиональным военным, «предал священную обязанность соблюдать обычаи и законы войны» рассчитаны исключительно на журналистов, которые и должны разнести по всему миру очередную гаагскую ложь. Никто из них не задался вопросом, почему десять лет о «страшных преступлениях» Толимира никому ничего не было известно, и почему к нему применяли те самые незаконные, как и сам трибунал, методы воздействия.
Прокурор обещал представить доказательства того, что Толимир издавал приказы и контролировал офицеров, проводивших «операцию по пленению, заключению, организованному расстрелу и погребению тысяч боснийских мусульман из Сребреницы».
Кстати о цифрах. Число в семь тысяч убитых мусульман постоянно фигурировало в речи Тэйера. Трудно не указать на это зарвавшимся либеральным журналистам, которые твердят уже о «восьми тысячах человек убитых в Сребренице». По словам же американского адвоката Стефана Каргановича, возглавляющего неправительственную организацию "Исторический проект Сребреница", можно говорить о нескольких сотнях расстрелянных боснийских мусульман. Отметим, что данное количество полностью укладывается в цифры, названные наемником Драженом Эрдемовичем, выполнявшим заказ западных спецслужб, и поныне ими опекаемым. Вместе с тем, как говорит Карганович: «Расстрелы, безусловно - преступление, однако геноцидом их назвать никак нельзя».
Так, что нам предстоит увидеть спектакль с появлением в суде «свидетелей», которые «чудом пережили геноцид», и которые по прошествии пятнадцати лет узнали в постаревшем, перенесшем инсульт человеке, «того самого офицера, что отдавал приказы о расстреле».
Аферу с «массовым убийством» в косовском селе Рачак разоблачал на показаниях свидетелей своей защиты еще Слободан Милошевич. Несомненно, свои бесспорные аргументы о событиях в Сребренице приведет и генерал-разведчик Здравко Толимир. Только вот, все мы знаем о судьбе первого...
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»