Инициатива Московской городской думы говорит о том, что, помимо того, что уже давно принят отдельный закон, и все диспозиции достаточно отражены в уголовном праве, продолжается тенденция выделения из уголовных и административных преступлений, преступления особого типа, которое называется «экстремистским», и которое приобретает особую квалификацию. Как известно, данная квалификация присваивается всяческим действиям, связанным с межрелигиозными и межнациональными конфликтами, которые нередко трактуются правоохранителями как следствие намеренного возбуждения расовой, национальной, религиозной и даже социальной розни (в последнее время «социальная рознь» также приобретает совершенно особое положение в современной правоприменительной практике). Для этого квалифицированного как «экстремистское» типа преступления, вне зависимости от уголовной и административной стороны совершенного деяния, предусматриваются особо жесткие меры наказания. Получается, что за одно и то же преступление, в зависимости от его отнесения или не отнесения к «экстремистской деятельности», будут назначаться совершенно разные сроки наказания.
Это дает возможность представителям правоохранительной системы, суда и следствия манипулировать правом как вздумается. Достаточно просто заняться исследованием личности обвиняемого для того, чтобы имитировать в его действиях наличие какой-то дополнительной подоплеки, и растолковать их, например, не как хулиганские, а как действия с определенной экстремистской подкладкой. Таким образом, от правового мы переходим к государству полицейского произвола. По этому пути мы уже прошли достаточно, но в последние годы этот процесс резко ускорился.
Передо мной сейчас лежит одно из подобных обвинительных заключений, в котором уже содержатся такие диспозиции преступных деяний, как «возбуждение ненависти и вражды по отношению к действующей власти и унижение ее достоинства». Власть как таковая выводится из-под критики, и обычная политическая полемика на митинге, в СМИ или в информационном документе воспринимается как посягательство на права и достоинство некоей абстрактной социальной группы, как, например, «высшие должностные лица», «государственные служащие», «сотрудники милиции». Так, фактически любое политическое заявление может быть объявлено экстремистским. Если такое заявление связано с деятельностью какой-либо общественной организации, то речь уже идет о «создании экстремистского сообщества». Соответствующие клише в правоохранительной системе уже имеются и активным образом используются для составления разнообразных и нередко абсурдных обвинительных заключений. Мне известно много случаев, когда подавление инакомыслия приобретает форму обвинительных заключений и приговоров. Пока еще политическая критика возможна, но значительно возросшее количество подобных фактов не может не настораживать.
«Толерантная» судейская тройка, которой намереваются заменить присяжных, «страдающих ксенофобией» , тоже своеобразная инновация. В принципе, ничего страшного, если бы возникали разные судейские составы. Но представители органов государственной власти сегодня стремятся к сокращению судебного присутствия и судейских коллегий. Если в советское время все судебные дела рассматривали «тройки» (судья и два судебных заседателя), то теперь пришли к индивидуальным решениям судей. Что это такое? Председатель Мосгорсуда Егорова недавно высказала буквально следующее: даже если суд совершает ошибку и выносит неправосудное решение, то никакой ответственности за это судья нести не может. Это принцип полной безответственности судей.
Очевидно, делается попытка исключить рассмотрение тяжких составов преступлений судами присяжных. Это будет способствовать подавлению политического протеста посредством заключение неугодных на длительные сроки. За прошедший год было несколько таких приговоров, со сроком лишения свободы свыше 15 лет. Если за убийство в некоторых случаях полагается 3-6 лет, то в случае «признания» следствием в каком-то деле элементов «экстремизма» срок содержания в местах заключения может быть удвоен, утроен и растянут как угодно.
Сегодня многие судьи уже существуют, как специалисты. Например, если вы подаете в суд на определенный орган власти, то вы попадаете исключительно к одному специальному судье, который уже достаточно проинструктирован и набил руку на том, чтобы оградить данный орган от каких-либо судебных претензий граждан.
Это очень опасные тенденции, которые нарушают основополагающие конституционные принципы. Направление этих изменений в законодательстве носит репрессивный характер по отношению к инакомыслию или общественному действию, связанному с критикой современного политического режима. Данная инициатива Мосгордумы должна рассматриваться как посягательство на основы государственного строя, Конституцию и основополагающие права граждан.
Андрей Савельев, президент фонда "Русский информационный центр", доктор политических наук, специально для "Русской линии"