Пока отечественные «масс-медиа» самозабвенно обсуждали обстоятельства отказа от президентства «первого номера» из «медведевского списка» Минтимера Шаймиева в пользу «второго номера» - премьер-министра Рустама Минниханова, «третий номер» Фарид Мухаметшин со товарищи, с благословения Хилари Клинтон, активно прорубал «окно в Америку». Сайт Госсовета Татарстана информирует о том, что официальная делегация «имела ряд весьма значимых встреч в Белом Доме и на Капитолийском холме». И хотя сама Хилари Клинтон по каким-то неназванным причинам «татарстанских парламентариев» так и не приняла, зато им посчастливилось встретиться с её заместителем - Дэниелом Расселом, участвовавшим в подготовке казанского «визита дамы». Кроме того, у них состоялся «глубокий и заинтересованный разговор» с сенатором Бенжамином Нельсоном, возглавляющим комиссию по работе с Россией, а также другими проводниками обамовской «перезагрузки».
26 января в ходе встреч Фарида Мухаметшина с руководством Ассамблеи (парламента) штата Нью-Йорк был подписан «Меморандум о взаимопонимании», а депутаты штата «приняли специальную резолюцию о развитии сотрудничества с Татарстаном». «Налаживание конструктивного взаимодействия на государственном уровне между штатом Нью-Йорк и Республикой Татарстан, - отмечается на сайте Госсовета Татарстана, - не имеет аналогов и является первым подобным опытом в практике российско-американских отношений. До настоящего времени взаимодействие, как правило, осуществлялось на федеральном уровне».
Следует признать, что последняя «оговорка» весьма симптоматична. Для тех, кто имеет объективное представление о направленности общего вектора политики, проводимой руководством этой «национальной республики», очевидно, что нынешний «дипломатический прорыв» Татарстана - ни что иное, как ещё один шаг в части реализации так называемого «криптосуверенитета». Лишившись во время путинской «вертикализации власти» и десуверенизации регионов возможности открыто дрейфовать в противоположном от федерального центра направлении, местная этнократическая элита целенаправленно продолжает делать это с помощью доступных ей «плавсредств» - например, спорта. Практически все достижения местных команд, в которые «инвестируются» огромные средства, переводятся в плоскость политических и национальных побед республики. Вряд ли где-нибудь ещё могли бы переиначить «Кубок Гагарина» в «Кубок татарина», а победу «Рубина» над «Барселоной» трактовать, как очередной исторический (после батыева нашествия) «прорыв» татар на запад или даже как нанесённое татарами политическое поражение России (о чём открыто писала одна «верноподданная» казанская газета).
Скорее всего, из той же серии и нынешние заявления и договорённости, расширяющие возможности прямых контактов местной правящей элиты с «мировым гарантом демократии». Не вызывает сомнений, что в случае открытия консульства США в Казани, оно станет местом притяжения, встреч и консультаций всех идеологов и проводников «подлинного федерализма» (под маской которого часто скрываются центробежные сепаратистские устремления), а наш заклятый «стратегический партнёр» получит возможность «на местах» руководить процессом. Не говоря уже о том, что у порога этого консульства получат постоянную прописку представители различных татарских национал-радикальных организаций, с безнаказанным постоянством шокирующие местных обывателей своими антироссийскими пикетами и шествиями.
Желание официальной Москвы позиционировать Татарстан в качестве «толерантной» мусульманской «витрины» России на фоне раздутой на Западе постчеченской и прочих «исламоохранительных» истерий, конечно, вполне понятно и объяснимо. В конце концов, сюда можно свозить и главу Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса, и лидеров других азиатских и европейских стран, поразив их «расцветом ста цветов и соперничеством ста школ». Но не стоит забывать и о том, за этой «витриной» могут скрываться также прожженные политические дельцы, способные обернуть рост международного интереса к последней в ущерб единства и целостности российского государства.
Русская линия