Власти США продолжают вводить новые меры в отношении крупнейших финансовых корпораций страны. Вчера президент США Барак Обама объявил о планах принудительного ограничения максимальной рыночной доли финансовых корпораций и объема их высокорисковых операций, пишет "Коммерсант". Сравнимые по масштабам меры ограничения деятельности финансовых корпораций власти США в последний раз принимали в 1933 году, после Великой депрессии.
"Хотя финансовая система сейчас находится в более устойчивом состоянии, чем год назад, она работает по тем же правилам, которые чуть не привели ее к краху", - заявил Обама. "Мои намерения по реформированию системы только усилились, когда я увидел возврат к прежней практике, когда я увидел рекордные прибыли в некоторых компаниях, которые заявляют, что они больше не могут кредитовать малый бизнес и не могут возмещать налогоплательщикам средства, потраченные на спасение этих самых компаний. Если они хотят драки, они ее и получат",- добавил президент США.
В заявлении говорится, что "президент и его экономические советники разработают совместно с конгрессом меры, после принятия которых ни один банк или финансовая компания, у которой есть свой банк, не могут владеть хеджевыми фондами или частными инвестфондами прямых инвестиций или инвестировать в них, а также проводить операции по торговле ценными бумагами за свой счет". Президент Обама также заявил о намерении внести "предложения по ограничению степени консолидации финансового сектора, которые будут относиться к установлению ограничений рыночной доли крупнейших финансовых компаний на рынках финансовых обязательств". Подробности этих ограничений пока не сообщаются. В ближайшие несколько недель президент Обама совместно с главой сенатского комитета по надзору за банковской деятельностью Крисом Доддом и другими "разработает детальный план, который бы служил интересам потребителей".
Планы Обамы по ограничению функций и размеров финансовых компаний, отмечает издание, становятся еще одним шагом, направленным против крупнейших банков, которых многие политики и общественные деятели обвиняют в действиях, способствовавших началу глобального экономического кризиса. На прошлой неделе президент Обама уже представил план по введению нового налога на крупнейшие финансовые корпорации. Эта мера получила название "налог на ответственность за финансовый кризис". Барак Обама хочет, чтобы банки компенсировали государству более $100 млрд затрат на предоставление финансовой помощи.
Вчерашние меры уже сравнивают с санкциями, которые правительство США приняло в отношении финансовых корпораций после Великой депрессии. В 1933 году был принят закон Гласса-Стигала, запрещавший коммерческим банкам заниматься высокорисковым инвестиционным бизнесом, чтобы не подвергать опасности средства частных вкладчиков. С того времени в США началось образование специализированных финансовых компаний, занимающихся размещениями на рынке акций и торговлей высокорисковыми ценными бумагами. Однако в 1999 году под давлением финансового лобби этот запрет был отменен, что дало толчок к образованию в США универсальных банков, таких как Citigroup, Bank of America и JP Morgan Chase.
"Во-первых, кризис, который переживают Соединенные Штаты, и в который они вовлекли мировую экономику, достаточно глубок. США преодолевали этот кризис путем бесконтрольной эмиссии долларов, поскольку им по Бреттон-Вудской валютной системе предоставлено такое право, поэтому они ни перед кем не отчитываются, могут свободно в неограниченном количестве печатать доллары. В итоге надулся огромный мыльный финансовый пузырь. Сейчас американское правительство уже не доверяет ни банкам, ни финансовым корпорациям, поэтому стремится поставить под контроль в первую очередь именно финансовую сферу, чтобы этот мыльный пузырь в результате нечистоплотных коммерческих операций не лопнул. Речь идет о государственном контроле над финансовой сферой, над непроизводственной, виртуальной экономикой", - отметил в своем комментарии Юрий Косов.
"Второй причиной наметившихся тенденций является кризис западного общества, его финансовой сферы, - продолжил эксперт. - Западным обществом утрачены определенные нормы и устои. Все-таки, несмотря на хищнический характер капитализма, в XIX-XX веке сформировались определенные правила игры, нормы джентльменских соглашений, но в конце XX-начале XXI века в финансовом секторе стали преобладать люди, у которых отсутствуют такие нормы и вообще деловая этика".
"Третья причина заключается в том, что успех США после Второй Мировой войны в 50-60 годы, успешное восстановление европейских стран, их стремительное развитие создали иллюзию того, что рынок является великолепным инструментом для развития государства. Но каждый исторический этап требует своих подходов, своего инструмента. В данное время именно Китай демонстрирует высочайшие темпы экономического развития и высокую степень эффективности экономики, которая успешно сочетает рыночные механизмы и государственное регулирование. Эффективность такого сочетания демонстрируют Индия и Бразилия. Сейчас в мире сформировалось два основных экономических блока - Вашингтонский консенсус, ориентированный на рыночные отношения, и Пекинский консенсус, ориентированный на государственное регулирование в сочетании с рыночными механизмами. Страны Пекинского консенсуса в данное время показывают более высокие темпы развития по всем направлениям, чем страны Вашингтонского консенсуса. Этот факт заставляет Обаму задуматься", - отметил Ю.Косов.
"В XXI веке грань между социализмом и капитализмом стирается. По всей видимости, деление обществ на капиталистические и социалистические уйдет в прошлое. В XXI веке страны все больше будут ранжироваться по уровню технологического развития, по степени развития инновационной экономики, экономики знаний. Для сохранения своей конкурентоспособности страны будут применять и рыночные методы, и методы государственного регулирования, элементы социалистических социальных программ и в то же время использовать опыт, накопленный капиталистическим обществом. Барак Обама пытается уловить эти тенденции, чтобы сохранить лидерство США и отрыв от других стран, который сейчас в условиях кризиса стремительно сокращается. Американские идеологи считают этот отрыв выдающимся достижением США, поэтому его надо сохранить и передать будущим поколениям. Конечно, определенная часть американского бизнеса, которая привыкла мыслить традиционными категориями, категориями XX века в духе противостояния двух систем, будет сопротивляться курсу Обамы. Но в то же время в американском обществе есть энергичные слои, которые военное и идеологическое противостояние готовы перевести в инновационную плоскость в виде технологического соревнования с другими странами. Но позиции неоконов до сих пор достаточно сильны, и если Обама не сможет провести свой курс, то для США и мира в целом наступят тяжелые времена", - заключил Юрий Косов.