"Я, хотя и не являюсь специалистом в области налогообложения, тем не менее, могу высказать на сей счет несколько идей, затронув, по крайней мере, один из аспектов проблемы так называемой "теневой экономики". Прежде всего, "теневая экономика" - это не только непосредственно криминальная экономика. Мы здесь не говорим о торговле оружием, наркотиками, о занятиях проституцией и т. д. Во всяком случае, все это - так называемая "черная экономика", но ведь есть еще и "серая". Она в целом относится к легальным видам деятельности, но становится "теневой" по причине того, что предприниматели не хотят платить в полной мере налоги. Она в официальный статистический учет не входит, так как не отражается в налоговых ведомостях", - заявил в интервью "Русской линии" известный экономист, кандидат экономических наук Андрей Кобяков, комментируя заявление главы Росстата о том, что пятая часть экономики России сейчас находится в тени.
Как сообщает "Российская газета", руководитель Росстата Александр Суринов заявил в интервью изданию, что примерно пятая часть экономики России сейчас находится в тени. По оценке чиновника, доля теневой экономики стала расти, начиная с конца третьего квартала 2009 года, "когда начались кризисные явления, когда ухудшилась ситуация на рынке труда". Суринов также напомнил, что Росстат не включает в оценки ВВП, к примеру, производство товаров и услуг, которые запрещены к производству и реализации на территории страны. Однако Росстат учитывает при оценке экономики скрытое производство, при котором скрываются его размеры, чтобы уйти или от налогов, а также неформальную деятельность (к примеру, репетиторство) и личные подсобные хозяйства населения.
В 2005 году заместитель начальника Академии экономической безопасности МВД России Андрей Городецкий заявил, что объем теневой экономики России превышает 40 процентов валового внутреннего продукта. Он сослался при этом на данные МВД. По данным Росстата, в 2005 году ВВП России составлял 21,62 триллиона рублей, а в 2008 году - 41,25 триллиона рублей. За 2009 год данные Росстата пока недоступны.
Как отметил А.Кобяков, "главная проблема такого рода "серой" экономики состоит в нежелании работодателя оплачивать высокую ставку социальных налогов, которые связаны с наемными работниками". "Происходит это в силу того, что эти налоги высокие, и схема не претерпевает изменения в сторону смягчения. Сейчас планируется ее еще большее ужесточение. Если бы мы имели дело со страной, где налоговый режим предусматривает очень высокую степень прозрачности, как в Германии, то можно было бы предусмотреть повышение налогов на заработную плату в той или иной форме. У нас же очень несовершенная налоговая система. Аналог в Европе - это, пожалуй, только Италия", - продолжил эксперт.
"Есть два варианта решения проблемы. Первый вариант - увеличивать постоянно налоговую ставку в расчете на то, что всегда какой-то процент налогов не платится, и мы получим хоть что-то. Другой вариант - для того, чтобы вывести эти налоги из тени, можно было бы резко, радикально сократить эти налоги, и тогда возникнет ситуация, когда станет выгоднее заплатить налоги, чем подвергать себя преследованию", - добавил экономист.
"Существует отнюдь не прямая зависимость налоговых поступлений в бюджет от того, какая будет налоговая ставка. Я уже пару лет высказываю одну идею, которая, правда, противоречит моей точке зрения по поводу необходимости построить систему законопослушную и предельно прозрачную. Но здесь я просто отталкиваюсь от существующей ситуации, когда, в принципе, недостаточно ни кадров, ни качества этих кадров, чтобы сделать налоговую систему эффективной и прозрачной, чтобы наладить налоговый контроль, ужесточить наказания и т. д.", - продолжил он.
"Я придерживаюсь точки зрения, что необходимо на сегодняшний день либо полностью отменить социальные налоги с предпринимателя, либо свести их к минимуму. Что мы получим в итоге? Уже тогда не будет смысла прятать налоги, и огромное количество зарплат появится на поверхности, по которым граждане будут вынуждены платить подоходный налог. То, что мы потеряем на социальном налоге, мы можем выиграть на подоходном налоге с зарплат, которые будут выведены из тени. Это касается многих миллионов наших сограждан. Не могу оценить, какая доля зарплат сейчас выдается в конвертах и не отражается в бухгалтерских ведомостях, но, уверен, что это немалая доля. Думаю, что, по крайней мере, это одна треть всех зарплат, никак не меньше. Если иметь в виду крупные города, например, Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и т. д., то здесь мы имеем дело с высокооплачиваемыми сотрудниками, чья зарплата выдается не вполне легальным образом. Итак, большинство наших сограждан выступают перед нами преступниками поневоле, потому что иначе им придется либо вообще не соглашаться на такую работу, либо "стучать" на работодателя, указывая в налоговых декларациях полученную зарплату и тем самым подставляя своего работодателя, который "белыми" эту зарплату не платит", - отметил эксперт.
"Это еще и проблема морального характера. В России "стучать" не принято, и к этому мы относимся несколько иначе, чем, например, в США, где по всякому поводу люди "стучат" на начальство. Поэтому вряд ли здесь можно рассчитывать на то, что, даже ужесточая наказания, мы добьемся раскрытия реальных доходов граждан", - полагает А.Кобяков.
"Надо приучить граждан к законопослушности. Чтобы этого добиться, подчеркну, надо не увеличивать налоговую ставку на предпринимателя по социальным налогам, по налогам на заработную плату, а, напротив, радикально ее уменьшить. Результатом этого будет не сокращение, а увеличение реальных налоговых поступлений в казну", - выразил уверенность экономист.
"Здесь я затронул лишь отдельный аспект проблемы "теневой экономики". Вообще этот вопрос спорный и сложный. Когда я узнал в конце прошлого года, что предполагается ужесточить наказание с получателей "серых" зарплат, то сразу подумал, что либо эта мера не сработает, так как у нас и так тюрьмы переполнены, либо это шаг к установлению репрессивного режима, при котором миллионы людей автоматически подпадают под статью", - отметил эксперт.
"В целом ситуация ненормальная. Такими путями, какие сейчас предлагает правительство, ее не разрешить. Людям надо как-то существовать. Думаю, что количество граждан, которые откажутся от получения зарплаты в конвертах, будет минимальным. Остальные предпочтут так или иначе рисковать. Мы тем самым не решим ни проблему законопослушания, ни проблему поступления налогов в казну. Поэтому на данном этапе, понимая несовершенство нашей налоговой системы, в том числе и системы контроля над сбором налогов, надо найти компромисс, который решил бы сразу много проблем - и поступление средств в бюджет, и выведение этих доходов из тени, и снятие моральной проблемы для сограждан - доносить или не доносить, быть или не быть преступниками", - подчеркнул Андрей Кобяков.