Инокиня Ксения (Чернега): Речь не идет о реституции

Юрисконсульт Московской Патриархии прокомментировала проект закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения"

Новости Москвы 
0
415
Время на чтение 8 минут
Инокиня Ксения (Чернега)«Данный законопроект призван установить порядок безвозмездной передачи религиозным организациям государственного и муниципального имущества религиозного назначения. На сегодняшний день установлен порядок передачи только федерального имущества религиозного назначения. Такой порядок определен постановлением правительства России №490 от 30 июня 2001 года. Сейчас назрела необходимость, во-первых, установить порядок передачи имущества на уровне федерального закона, потому что постановление правительства является подзаконным актом, а такой важный вопрос как передачи имущества религиозного назначения должен быть урегулирован на уровне закона, и, во-вторых, правительственное постановление регламентирует порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в то время, как порядок передачи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не установлен во многих субъектах РФ. Например, такой порядок не установлен в Москве», - заявила в интервью "Русской линии" юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега), комментируя проект закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения". К.Чернега входит в состав рабочей группы Правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений, осуществляющей разработку данного законопроекта. 

«Законопроект, который мы сегодня разрабатываем, будет определять порядок безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Порядок будет единый, универсальный, прозрачный. Закон будет распространяться не только на случаи передачи федерального имущества религиозного назначения, но также на случаи передачи имущества религиозного назначения, находящегося в собственности регионов и муниципальных образований. В этом заключается главный смысл этого законопроекта», - отметила юрисконсульт Московской Патриархии. 

«Попутно законопроект определяет понятие «имущество религиозного назначения», - продолжила она. - На сегодняшний день в законодательстве используется термин «имущество религиозного назначения», но содержание этого термина не раскрыто. Упомянутое мною постановление правительства №490 расшифровывает это понятие, но, еще раз хочу подчеркнуть, что постановление – это всего лишь подзаконный акт. И, конечно, то понятие «имущество религиозного назначения», которое содержится в постановлении правительства №490, не носит универсального характера, не может, например, использоваться при передаче имущества, находящегося в региональной собственности. Законопроект устанавливает единое общее понятие имущества религиозного назначения. К такому имуществу законопроект относит не только богослужебное имущество, не только храмы, но и то имущество, которое предназначено для обеспечения ряда видов уставной деятельности религиозных организаций, например, дома притча, гостиницы для паломников, здания духовных учебных заведений, монастырские корпуса. Иными словами, понятие «имущество религиозного назначения», предусмотренное рассматриваемым законопроектом, шире, чем то понятие, которое содержится на сегодняшний день в нормах постановления правительства РФ №490. Более того, законопроект предусматривает безвозмездную передачу религиозным организациям тех объектов, которые образуют единое целое, то есть, в контексте ГК РФ- сложную вещь или главную вещь и принадлежность с имуществом религиозного назначения. Речь идет о передаче культовых, в том числе монастырских или храмовых комплексов. Законопроект позволит передавать в собственность либо в безвозмездное пользование религиозных организаций не только храм, но и ближайшие постройки, которые относятся к храму и были построены в целях обеспечения его деятельности, образовывали вместе с ним единый ансамбль, единый комплекс. Такие постройки будут передаваться религиозным организациям».

«Более того, законопроект предусматривает передачу религиозным организациям перепрофилированных объектов, то есть таких объектов, которые были построены не для религиозных целей, например, кинотеатры, однако, в последствии были перепрофилированы под храмы или иные религиозные объекты. Такие случаи перепрофилирования светских объектов под храмы особенно часто встречаются в отдаленных регионах России. Законопроект содержит норму о том, что такие объекты, перепрофилированные, реконструированные на сегодняшний день под храмы, могут передаваться в собственность религиозных организаций», - подчеркнула эксперт.

Инокиня Ксения (Чернега) остановилась на положении храмов, находящихся на территории объектов, относящихся к Федеральной службе исполнения наказаний. «Сейчас на территории многих исправительных учреждений функционируют храмы, построенные за счет средств государственного бюджета. В данное время стоит вопрос о том, можно ли передавать эти объекты Церкви и на каких правах. С одной стороны, учреждения ФСИН являются закрытыми учреждениями, и то имущество, которое существует на территории таких учреждений, находится в государственной собственности и закреплено на праве оперативного управления за соответствующими тюрьмами и другими исправительными учреждениями. Однако, специальное законодательство, регулирующее деятельность исправительных учреждений, не содержит запрета на передачу в безвозмездное пользование тех объектов, которые расположены на территории ФСИН, поэтому РПЦ считает, что православные храмы, выстроенные на территории тюремных учреждений, вполне могут быть переданы в безвозмездное пользование приходов, епархий, монастырей, и что возможно заключение договоров безвозмездного пользования в отношении данных объектов. Однако, есть и другая позиция, согласно которой такие храмы вообще не следует ни на каких правах передавать Церкви, и что можно просто приглашать православного священника для совершения богослужения и религиозных обрядов в этих храмах по просьбе содержащихся в тюрьмах заключенных. Наша позиция расходится с этой точкой зрения. Мы считаем, что Церковь может претендовать на получение данных храмов в безвозмездное пользование. Мы не требует передавать эти храмы, построенные на территории ФСИН, в собственность, но договор безвозмездного пользования в отношении таких объектов вполне может быть заключен, потому что на сегодняшний день действующее законодательство никаких запретов в этой сфере не устанавливает. Особо следует отметить, что в концепции законопроекта о безвозмездной передаче имущества религиозного назначения содержится положении о том, что законопроект не должен ухудшать положение религиозных организаций в имущественной сфере по сравнению с ныне существующим, то есть не должен устанавливать норм, которые ограничивали бы возможности религиозных организаций в имущественной сфере по сравнению с тем положением, которое существует на сегодняшний день. Поскольку в законодательстве об исправительных учреждениях нет запрета на передачу в безвозмездное пользование этого специального имущества, то мы полагаем, что такой запрет и не нужно устанавливать», - заявила юрисконсульт Московской Патриархии.

Эксперт рассказала о положении домовых храмов, находящихся на территории государственных музеев. «Есть позиция, что эти домовые храмы вообще не надо передавать Церкви, что достаточно только приглашать туда священнослужителей для совершения богослужения и этим ограничиваться. Мы категорически не согласны с такой позицией, потому что, во-первых, статья 16 Закона о свободе совести дает закрытый исчерпывающий перечень учреждений, куда могут приглашаться священнослужители для совершения религиозных обрядов. Это детские дома, больницы, дома-интернаты, тюрьмы, военные части. По согласованию с администрацией этих учреждений священники могут приходить в эти учреждения по просьбе содержащихся в них граждан и совершать богослужение. Музеи в этом перечне не указаны, поэтому администрация музея может вообще закрыть домовый храм для Церкви или превратить его в какое-нибудь фондохранилище или просто-напросто использовать в исключительно музейных целях, в целых экспонирования, а для богослужения этот храм будет мертв, так как в нем не будут совершаться службы. Но это неправильно, потому что даже если посетителям музея богослужения не нужны. Однако, ради исторической памяти, ради того что в этих храмах когда-то возносились молитвы к Богу обязательно нужно совершать богослужения в этих храмах. Храмы должны жить, в них должна совершаться служба, и превращать их в исключительно музейные помещения недопустимо, поэтому мы настаиваем на том, чтобы такие домовые храмы тоже передавались Церкви хотя бы в безвозмездное пользование. Мы не претендуем на право собственности, но договор безвозмездного пользования в отношении таких домовых храмов должны заключаться. В противном случаи вопрос о допуске священников в такие храмы будет зависеть исключительно от администрации музеев. Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день правительственное постановление №490 допускает совместное использование домовых храмов соответственно религиозными организациями и музеем. В законопроекте норма о совместном пользовании не содержится, потому что совместное пользование государственным имуществом со стороны госучреждений и религиозных организаций – это непредусмотренный законодательством правовой институт, который не соответствует Гражданскому кодексу РФ. Если же будет установлен запрет на передачу в безвозмездное пользование домовых храмов, то тем самым существенно ухудшится положение Церкви в имущественной сфере по сравнению с ныне существующим. Однако, на сегодняшний день возможно хотя бы, не вполне легитимное с точки зрения ГК РФ, совместное использование домовых храмов музеев. С принятием же законопроекта, если в нем будет установлен вышеупомянутый запрет, допуск Церкви в домовые храмы музеев вообще будет пресечен. Мы, конечно, категорически против этого. Хочу отметить, что инициатива по включению в законопроект запрета на безвозмездную передачу религиозным организациям храмов на территории ФСИН или музеев, принадлежит отдельным государственным служащим, а не каким-либо государственным органам, так что эту инициативу нельзя рассматривать как позицию правительства, минкультуры, минэкономразвития. Поэтому говорить о серьезности противостояния, наверное, нельзя», - заявила она. 

Инокиня Ксения (Чернега) обратила внимание на то, что законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" не предусматривает реституцию имущества религиозного назначения. «Реституция – возврат незаконно изъятого имущества прежнему владельцу – осуществляется, во-первых, в случаи, если будет доказан факт незаконного изъятия соответствующего имущества из владения собственника. В законопроекте ни слова не говорится о том, что церковное имущество было незаконно изъято в годы советской власти у Церкви. Об этом вообще даже речи нет. При получении церковного имущества в собственность либо в безвозмездное пользование религиозная организация не должна доказывать факт незаконного изъятия этого имущества у Церкви в революционный или советский период. То есть доказывать тот факт, что имущество было незаконно изъято и на этом основании получать имущество, не нужно, законопроектом этот механизм не предусмотрен. Во-вторых, реституция предусматривает возможность выплаты компенсации в том случае, если незаконно изъятое имущество по каким-то причинам не может быть возвращено, например, оно уже продано, перепрофилировано, разрушено и т.д. Законопроект не предусматривает выплаты компенсации в случае невозможности возврата имущества. Надо понимать, что термин «изъятие» имеет определенное правовое содержание. Изъятие осуществляется на основании решения уполномоченного органа об изъятии этого имущества. В наше время таким органом является суд, а в советский период решения об изъятии принимались советами депутатов. Не во всех случаях такие решения есть. Некоторые храмы по факту были заняты государственными учреждениями без каких-либо специальных документов об их изъятии из церковного владения. Согласно законопроекту, нам не нужно доказывать факт об изъятии», - отметила юрисконсульт Московской Патриархии.

«Я думаю, что в скором времени в течении 1-2 месяцев работа над законопроектом будет завершена. Скажу честно, сейчас, когда мы в целом согласовали позиции с заинтересованными министерствами, все меньше и меньше опасений, что законопроект будет пробуксовывать», - заключила инокиня Ксения (Чернега).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игуменья Ксения (Чернега)
Игумения Ксения (Чернега): «Я не жалею, что продолжаю заниматься профессиональной деятельностью»
Интервью с настоятельницей Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, руководителем Юридической службы Московской Патриархии игуменией Ксенией (Чернегой)
25.01.2016
Все статьи Игуменья Ксения (Чернега)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06