Протоиерей Михаил Васильев: Этот процесс займет еще не один и не два месяца

Глава сектора ВДВ Синодального отдела МП по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями о введении в армии института военного духовенства

0
473
Время на чтение 8 минут

"Должен сказать, что любое новое дело не бывает без искушений. И в этом смысле возрождение института военного духовенства в Российской Армии сопряжено с множеством препятствий. Прежде всего, правовых, поскольку мы прекрасно понимаем, что правовое поле, которое регламентирует жизнь воинских коллективов, в значительно большей степени, чем других институтов общества, регламентируется, помимо общепринятых федеральных законов, еще массой различных подзаконных нормативных актов, приказов, инструкций и т. д. Только по Министерству обороны необходимо изменить около сорока нормативных актов для того, чтобы сделать легитимным институт военного духовенства", - заявил в интервью "Русской линии" руководитель сектора Воздушно-десантных войск Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил Васильев, говоря о процессе введения в Российской Армии института военного духовенства.

"Конечно, процесс этот трудный и, несомненно, займет еще не один и не два месяца. Тем более, что любая подобная деятельность сопряжена с необходимыми законами, согласованиями, с смежными инстанциями, как то: федеральные и другие министерства и ведомства, которые тоже должны участвовать в законотворческой деятельности. Это и Федеральное Собрание, в том числе Государственная Дума. То есть внедрение этого института будет осуществляться не быстро", - продолжил священник.

"Во-первых, мы никуда не спешим, то есть делается все с обсуждением в рамках общественных институтов, в частности, той же самой Общественной палаты при Президенте России. В декабре у нас было публичное обсуждение как раз предполагаемых нововведений в области духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Представители различных общественных организаций, различных конфессий, в том числе и нетрадиционных, например, баптисты и представители различных пятидесятнических общин, говорили, что это необходимо и целесообразно. Для нас очень важно сейчас, что никто, кроме совсем уж маргинальных организаций, не говорит о том, что этот институт не нужен. Это наблюдение относится и к таким серьезным фракциям, как фракция коммунистов в Государственной Думе, соответственно, и к другим фракциям. В этом смысле уже сейчас мы можем говорить о единодушном принятии самой идеи возрождения военного духовенства в вооруженных силах", - добавил эксперт.

"Процесс непосредственного введения священнослужителей в штат каждого воинского соединения потребует время, прежде всего, время на подготовку священнослужителей для армии. В этом году мы планируем создать два центра по подготовке таких священнослужителей, где бы готовили не только православных священников, но и священнослужителей других традиционных религий народов России. На базе военных училищ, уже существующих, в рамках трех-четырехмесячных курсов были открыты такие программы переподготовки, когда священнослужитель за относительно короткий период мог бы приобрести те профессиональные навыки, которые бы в дальнейшем помогли ему полноценно выполнять свои обязанности пастыря в воинском коллективе", - подчеркнул отец Михаил.

"Не секрет, что многие священнослужители по разным причинам не служили в армии. Поэтому здесь важно их погружение в армейскую среду и изучение предметов, которые в дальнейшем помогли бы им выполнять свои обязанности. Я имею в виду самые различные предметы, в частности, инженерно-саперную подготовку, чтобы священник мог в условиях напряженной военной службы, скажем, на Северном Кавказе, уметь отличить взрывоопасные предметы от безопасных. Также важны навыки оказания первой медицинской помощи, потому что лишние руки в экстремальной ситуации, и я сам свидетель, всегда пригодятся. Нужно уметь остановить кровь, уметь оказать самую необходимую первую помощь", - отметил батюшка.

"Следующий немаловажный предмет - это общевоинский устав, который детерминирует, определяет воинскую жизнь части, воинского коллектива, всех категорий военнослужащих, и, конечно, священник должен иметь достаточно четкое представление о системе соподчиненности, субординации, чувствовать внутреннюю логику. Это не значит, что батюшки будут зубрить уставы. Но нужно их прочитать, представлять себе, что и как, знать знаки воинских отличий, чтобы в звездочках не путаться. Это нужно и мулле, и священнику, и раввину, и любому здравомыслящему человеку, который приходит в воинский коллектив, чтобы не повторять юмористические картинки с фильмов, где военнослужащих окрикивают независимо от воинского звания криками: "Военные". Надо сделать так, чтобы не оказываться в глупой ситуации", - продолжил священник.

"Немаловажны для священника специфические знания по психологии управления воинскими коллективами, вообще, по психологии военнослужащих разных категорий. Это пригодится, чтобы полноценно учитывать ситуацию в работе с военнослужащими. Одна психология у парнишки, который только что был призван, другая у уже сложившегося офицера, который командует подразделением. Совершенно другой специфический взгляд на те же самые вещи у пожилого ветерана, старшего офицера, который имеет за своими плечами двадцать-двадцать пять лет службы, и работать, и проводить занятия, и объяснять, и даже подходить к ним надо по-разному. Это очень важно, если мы хотим, чтобы работа с военнослужащими велась не формально, не для галочки, а именно по-настоящему и оказывала бы помощь самим военным", - подчеркнул отец Михаил.

"Мы берем за основу тот опыт, который был в данном вопросе у нас и до революции, и в сформированных достаточно давно центрах подготовки военных капелланов стран НАТО. Существует армейская база Форт-Монмут в США, там для всех стран НАТО готовят капелланов. Некоторыми их программами мы тоже пользуемся. В мирных целях используем этот опыт. Также мы общались со специалистами в Косово, Боснии. Мне лично и моим коллегам приходилось общаться с капелланами. Сильные и слабые стороны капелланских структур НАТО мы знаем. Слабых сторон там нисколько не меньше. Так или иначе, сейчас идет процесс подготовки к непосредственной отправке в воинские части и базы за рубежом, а также в соединения Северо-Кавказского военного округа, которые находятся на территории республик Северного Кавказа, первых двадцати-тридцати священников, прошедших минимальную необходимую подготовку. Определены места их служения, решаются бытовые вопросы по переезду, перевозке вещей, семей. Все это довольно сложно, мы, конечно, хотели бы, чтобы все шло быстрее. Но все зависит не только от нас, но и от Министерства обороны, в котором проводится до сих пор много сокращений офицеров, происходит передислокация воинских частей", - добавил священник.

Министерство обороны Российской Федерации"Мы прекрасно понимаем, что в таком хитросплетении многих разноуровневых военных замыслов роль и место священника - не главное. Это и понятно, и объяснимо, и правильно. Решаются вопросы обустройства, создаются жилые городки там, где их не было, допустим, во многих местах на Северном Кавказе, в Абхазии, Южной Осетии. Мы были там в командировках и видели, какие серьезные средства вкладываются в обустройство инфраструктуры. Там же запланировано создание храмов в рамках комплексной застройки. Решаются вопросы с епархиальной подчиненностью священников, потому что некоторым из них придется служить там, где еще нет нормальной церковной жизни. Это относится и к Южной Осетии, и к Абхазии. И там тоже надо решать многие внутрицерковные вопросы, которые требуют и такта, и внимания, и уважения к интересам. Например, если мы говорим о Южной Осетии и Абхазии, то требуется уважение к канонической территории Грузинской Православной Церкви, братской нам Церкви. Наши военные священнослужители приедут туда не на постоянной, а на временной основе, и работать они будут с военнослужащими и членами их семей. Мы никоим образом не подменяем канонические структуры самой Грузинской Церкви, но не учитывать политические реалии нельзя. Наша паства, которая едет туда выполнять миротворческие функции, также нуждается в духовно-нравственном попечении", - отметил отец Михаил.

"Я уже сказал, что в инфраструктуре военных городков запланировано сооружение православных храмов. Это объяснимо, поскольку большинство военнослужащих люди православные. Мы видели, что большой интерес к этому проявляют и сами военнослужащие, и их жены, и дети, которые туда приезжают на несколько лет жить. Мы учитываем реалии внутрицерковной жизни, что трудно оторвать сразу много пастырей от приходов, поэтому работа по подбору кандидатов для служения на штатной основе внутривоинских частей соединения ведется епархиальными архиереями. Они выбирают наиболее подготовленных священнослужителей, которые бы соответствовали важности предстоящих задач не только по своим духовным и нравственным качествам, это понятно, но и по физическим, потому что это служение требует больших нагрузок, там действительно есть реальный риск, особенно, на Кавказе и в Средней Азии", - добавил священник.

"Процесс этот начался, он необратим. Работая с органами управления министерства обороны, мы видим заинтересованное желание помогать нам. Но это та проблема, которая наиболее остро показывает нам, насколько много раньше необходимо это было все начинать, тогда, когда формировалась правовая и нормативная база и Российского государства, и Российской Армии. В начале 1990-х это было бы органично, и, наверное, сейчас мы бы уже имели сложившуюся структуру, которая более эффективно действовала бы и в ходе миротворческих операций на Балканах, и в двух чеченских кампаниях. Наверное, сложившаяся структура военных священнослужителей традиционных религий помогла бы сохранять в большей степени мир и снять религиозную напряженность среди военнослужащих, в том числе участвующих в столкновениях в горячих точках. Не было бы у недругов России возможности разыгрывать религиозный фактор. Но и сейчас все небезнадежно", - подчеркнул отец Михаил.

"Мы видим, что эта работа встречает не просто понимание, а заинтересованное понимание большинства из тех представителей различных управлений Министерства обороны, с которыми мы работаем. Мы очень благодарны этим людям, хотя для них это новое дело, да и для нас новое. Скоро появится управление военного духовенства, которое будет включать в себя представителей религиозных конфессий в равных пропорциях, то есть пропорционально численности военнослужащих-представителей четырех основных традиционных религий народов России. Там же будет обязательно продуман формат внештатной работы для значимых религиозных меньшинств, которые будут выявлены среди военнослужащих. Скажем, если обретется много старообрядцев, допустим, будет тысяча старообрядцев среди военнослужащих, то может появиться священнослужитель из старообрядческих общин, который бы работал с ними. Но, на вскидку, по данным военных социологов, у нас пока не набирается серьезного процента, даже в рамках арифметической погрешности 1 или 2%, кого-либо, кроме представителей четырех основных религий России", - отметил батюшка.

"Проблема не в том, что этот список закрыт, а в том, что не служат в нашей армии те же самые пятидесятники или "адвентисты седьмого дня". Не служат и все. Поэтому нельзя говорить, что православные перекрыли кому-то кислород. Это не наша функция. Это задача государства - определять целесообразность. Сами военные социологи говорят, что нет сколь бы то ни было значимого количества иеговистов или лютеран. А раз нет, то о чем можно говорить? Каждый имеет право реализовывать свое конституционное право на свободу вероисповедования. Конечно, священники будут помогать религиозным меньшинствам, поддерживать их. Когда мы конфетку даем, то какая нам разница, кому? И дембель неизбежен у солдата, какая мне разница, мусульманин он, христианин или адвентист? Если он сидит в одном окопе, защищает нашу общую Родину, то мы, в этом смысле, относимся к нему так же, как к нашему брату. А дальше Господь рассудит - истина одна, но никто не в праве навязывать ее", - отметил священник.

"Вольно или невольно мы осознаем свою ущербность, если начнем нашу веру навязывать силой. Никому это не нужно. Невольник - не богомольник. Поэтому мы больше дуем на воду, создавая институт военного духовенства, чем даже следовало бы. Любой общественный испуг мы прогнозируем и стараемся участвовать в принятии таких решений, советовать, чтобы как можно меньше повышать градус напряжения, понимая, что мы имеем дело с вооруженными силами государства, понимая, что имеем дело с молодыми людбми. И конечно, никаких разделений вноситься не будет", - подчеркнул отец Михаил.

"Есть внятные представители исламской уммы, которые во всей полноте считают Россию своей родиной, которые так же, как и мы, радеют за ее будущее, которые не в одном поколении честно служат на разных поприщах, и из их числа уже нашлись желающие быть войсковыми муллами Российской Армии. Такая же ситуация, я уверен, будет и в буддийско-ламаистском духовенстве. Мы знаем, что уже есть несколько священнослужителей этой конфессии, которые готовы стать войсковыми ламами. Такая же ситуация с раввинами, с Федерацией еврейских общин, где раввин Арон Гуревич уже окормляет военнослужащих-иудеев. У нас все достаточно планово, стабильно. Конечно, процесс идет медленнее, чем хотелось бы, но мы должны понимать, что у нас в России всегда медленно запрягают, но потом быстро едут", - заключил протоиерей Михаил Васильев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Васильев
Документ сырой, непроработанный и нуждающийся в правке
Протоиерей Михаил Васильев о проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»
20.02.2020
Долой ура-патриотизм и агитационное давление
Протоиерей Михаил Васильев о трех способах заставить человека приносить пользу Отечеству
17.05.2016
Протоиерей Михаил Васильев: «Не для хождения на совещания мы идем в воинские коллективы»
Военный священник о жалобах Министерства обороны на нехватку подходящих для армии священников
22.06.2012
Воины от Бога
В 2011 году в штатной численности Минобороны появятся 240 военных священников
15.09.2011
Протоиерей Михаил Васильев: История нашего Отечества неразрывно связана с ВДВ
Завтра Воздушно-десантные войска России отмечают свой профессиональный праздник
01.08.2011
Все статьи Священник Михаил Васильев
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38