"Грамотность обеспечивается историческими корнями языка, его исторической преемственностью, - продолжил о. Алексей, - что сохраняет своего рода чистоту мышления, духовность человека. Что такое слово и язык сам по себе? Человек рождает слово, а не просто его произносит. Слово несет в себе духовную, психическую и материальную составляющую. Содержание слова - это дух человека, то, что в нем есть, его внутреннее состояние, которое отображается в форме и стиле речи. Если говорить о психической составляющей - это, прежде всего, его эмоциональная нагрузка, чувственное начало, физическая, материальная составляющая - сам звук и те смыслы, которые вкладываются в слово".
По словам священника, славянский язык изначально составлен именно как церковнославянский. "По сути, это язык молитвы и беседы с Богом, о чем свидетельствует огромное количество духовной составляющей в нашем языке, - указал он. - Но когда мы легализуем различные словесные искажения, мы признаем бытующие в народе словесные выкидыши и паразиты. Таким образом, они углубляют, разъедают и уничтожают словесное тело, духовную составляющую человека и общество само по себе"
Отец Алексей отметил, что сегодня наш язык наполняется огромным количеством искусственных технических терминов, в том числе из компьютерного "словаря" ("загрузиться", например). "Эти технические слова не имеют в себе духовной составляющей, не имеют онтологической связи с Богом и родным языком. Есть слова, относящиеся к Божьему творению, - дерево, небо, солнце, земля и все что с этим связано. Другие слова связаны с человеческим творчеством. Но сейчас русский язык наполняется множеством мертвых слов и терминов, не несущих никакого духовного содержания". "Чем выше духовное и интеллектуальное развитие человека, тем чище, глубже и точнее язык, которым он пользуется, - подчеркнул иерей Алексий Мороз. - Это идеал, к которому мы должны стремиться и в соответствии с которым должна проводиться политика в области образования. Но мы идем по неправильному и страшному пути. Вместо того, чтобы показать высокий идеал и направлять к нему наш народ, мы спустились до самых низов народа, взяли оттуда худшее и возвели в ранг нормы".
Священнослужитель также добавил, что за политикой образования стоят не только отечественные вредители, но и их зарубежные хозяева, которые диктуют эти тенденции. "Это одна из форм борьбы с русским народом, - подчеркнул он. - Что делает народ народом? Прежде всего, вера и единый язык. Язык - это словесная икона народа, которая хранит национальное, историческое, культурное и духовное наследство. Разрушь язык, уничтожь его - и народа не будет. Религия, философия, историческое мировоззрение человека, психология народа - все зиждется на языке, а без всего этого народ быстро превращается в электорат и растворяется в истории". "Удар по русскому языку - удар по бытию русского народа. Не понимать этого - глупость или целенаправленная измена. Я категорично не принимаю это решение правительства и считаю его преступным и халатным", - заключил о. Алексей.
В свою очередь, профессор МГУ, доктор филологических наук Владимир Воропаев в интервью "Русской линии" отметил, что данная тенденция в образовании носит глубоко антикультурный характер. "Сегодня наблюдается повсеместное раскрепощение нравов, которое выражается в либерализация речи и языкового стиля. К сожалению, Министерство образования, которое должно защищать русский язык, идет на поводу у этой тенденции и приспосабливается к этим отклонениям", - подчеркнул В. Воропаев.
По его словам, задача правительства в сфере образования - бороться с безграмотностью и насаждать образцы культуры речи, а на деле выходит, что оно само провоцирует бескультурье и безграмотность. "В странах "старой Европы" - Англии, Германии - подобное языковое новаторство невозможно. Люди дорожат своей традицией. У нас же эта традиция нарушается", - посетовал ученый.