Наконец полностью посмотрел фильм Павла Лунгина "Царь". Главное чувство после просмотра - удивление. Как мог профессиональный режиссер выпустить такой бездарный продукт?! Я сейчас не говорю об идейной стороне картины, об этом чуть позже, я говорю о профессиональном уровне. Здесь даже разбирать нечего, потому что нет ничего. Скука смертная! Необходимо большое волевое усилие, чтобы досмотреть картину до конца.
Целостной актерской игры нет! И вообще никакой игры нет. Петр Мамонов с тупым мазохистским упорством, словно издеваясь над самим собой, использует те же игровые приемы, которые он применял в фильме "Остров" в роли старца Анатолия. И то, что в той картине получилось гениально, здесь обернулось полным поражением и провалом. И ведь что обидно, все это было ожидаемо. Мне очень дорог фильм "Остров", и дорога роль Петра Мамонова. Словно предчувствуя беду, я в своей статье "Снег и уголь", посвященной фильму "Остров", пытался предупредить исполнителя главной роли: "По большому счету после такой роли, точнее, такого преображения из кино надо уходить, потому что жить по-прежнему человек уже не имеет права - слишком высока ответственность. Полагаю, что Петр Мамонов понимает это лучше меня".
Об Иване Охлобыстине говорить ничего не буду, Бог ему судья. Олега Янковского жалко. Большой актер был просто обманут. Видимо некому было вовремя ему подсказать, что этот фильм для него - смертельная западня, что не надо играть роль первосвятителя, что это очень, очень опасно. В результате великий актер не прибавил к своей славе ничего, а потерял жизнь. И как-то зловеще в этой связи прозвучало недавнее признание Павла Лунгина в том, что он согласился бы принять от диавола дар бессмертия.
Теперь о стороне идейной. Собственно и идеи-то никакой в фильме нет. Есть только патологическое желание в очередной раз обгадить Россию и всю ее историю. Идейно фильм абсолютно плоский, похожий на обтруханный фанерный щит на ветру со стертым изображением лица Пети Мамонова, удивительно напоминающим рожу Фреди Крюгера из известного американского фильма ужасов "Кошмар на улице Вязов".
Главная мысль Лунгина шита даже не белыми нитками, а белыми корабельными канатами - показать, что в России государственная власть всегда была и будет направлена против Церкви, что между ними не может быть никакого согласия. Но не о Церкви заботится автор фильма. Судя по желанию Павла Лунгина получить бессмертие из лап врага рода человеческого, Церковь не может быть смыслом его жизни. Задача фильма "Царь" чисто диссидентская - вбить клин между нынешними Церковью и государством, потому что не могут наши либералы не желать погибели Земли Русской.
Лунгин и его команда хотели нас напугать нашей историей, а в результате наложили полные штаны.
Священник Александр Шумский, специально для Русской линии