У меня на руках имеются данные опроса научного сотрудника Института социологии Российской Академии наук Татьяны Протасенко, опубликованные в официальном издании правительства Санкт-Петербурга - газете "Петербургский дневник". Хотя эти данные однозначно свидетельствуют о неприятии петербуржцами концерта "Мадонны", поражает то, как некоторые исследователи и социологи интерпретируют данные. Некоторые социологи, анализируя эти данные, делают вывод, что большинство петербуржцев не против концерта "Мадонны" на Дворцовой площади. Но эти данные, если их интерпретировать непредвзято, позволяют сделать диаметрально противоположные выводы. 28% респондентов затруднились выказать свое отношение к концерту, их, видимо, эта проблема не интересует, или же, что, правдоподобнее, люди разуверились в полезность опросов, поэтому отказываются давать определенные ответы. 41% однозначно против концерта. За проведение концерта "Мадонны" высказались лишь 30% респондентов, большинство из которых не достигли 29 лет, то есть молодежь. Но даже среди молодежи только 47% поддержали проведение концерта "Мадонны", 32% - против концерта. То есть каждый третий представитель молодежи выступил против проведения этого концерта! И это несмотря на то, что молодежь, казалось бы, зомбирована попсой. Что же касается людей старше 39 лет, то в этой группе респондентов подавляющее большинство высказались против концерта. Несмотря на очевидность и однозначность данных Татьяна Протасенко делает вывод о том, что большинство петербуржцев поддерживает проведение концерта, хотя данные свидетельствуют об обратном. Удивительно двусмысленное толкование! Хотелось бы, чтобы коллеги все-таки были объективны.
Если же оценивать "творчество" "Мадонны" с точки зрения нормального зрелого человека, то, что оно собой представляет? В нем нет ничего, кроме акробатики, пошлых ужимок и прыжков. Ее "творчество" абсолютно бессодержательно. Некоторые, правда, считают "Мадонну" чадолюбивой и, кроме того, хвалят ее за то, что она отдала дань уважение петербургской классике, посетив балет Бориса Эйфмана на пушкинские сюжеты. Откровенно говоря, ни для кого не секрет, как вольно обращается с нашей классикой Эйфман, его интерпретации классических произведений нередко кощунственны.
Реакция администрации Петербурга на использование "Мадонной" в своем обращении матерных выражений для меня является загадкой , которую я до сих пор не могу постичь. Мат, использованный "Мадонной", можно рассматривать как своего рода тест на нашу нравственность. Этот тест показал, что мы оказались толерантны к мату, толерантны к вульгарности, мы оказались толерантны практически ко всему. Концертом "Мадонны" был поставлен диагноз определенному слою нашего общества о наличии у него духовной, нравственной болезни. Но, как показывают опросы, в нашем обществе, несмотря, ни на что, существует здоровое большинство.
Я никак не могу понять, как наша власть во главе с губернатором, которая, между прочим, является неглупым человеком, может идти на поводу у американской попсы. Неужели у них не осталось совсем чувства национального достоинства? Большинство петербуржцев понимает недопустимость концерта "Мадонны" на Дворцовой площади, а власть города идет на поводу попсы. Ну, нельзя же, чтобы попса правила миром. Сейчас, об этом говорят и мои коллеги, мораль власти ниже морали народа. Страшно подумать, до чего мы дошли. Но для нормального развития общества и государства все должно быть наоборот. Ведь у власти должны стоять самые нравственные и ответственные представители общества, а не наоборот, как сейчас. Служители мамоны не должны находиться у власти. Концерт "Мадонны" для нашего города - нездорово и унизительно. Ведь наш город - это город Святого Апостола Петра. Нам надо об этом помнить.
Валентин Семенов, профессор, директор НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор социологических наук, специально для "Русской линии"