Суд объявил Джукича виновным в военных преступлениях против гражданского населения, нарушении международного права и Женевских конвенций о защите минного населения в военное время. По заключению суда, Джукич якобы приказал своим подразделениям, осаждавшим Тузлу, обстрелять ее 25 мая 1995 года. Один из снарядов попал в район Капия, при этом погиб 71 человек, и было ранено более 150.
Как пишет 13 июня белградская газета "Вечерне новости", общественность РС была шокирована таким решением. После такого "драконовского" наказания становится еще более понятным недоверие сербской общественности к Суду по военным преступлениям в Сараево. Все, особенно в городе Добой, где во время трагических событий в районе Капия служил Джукич, спрашивают, чем руководствовался суд, когда выносил приговор.
Дело в том, что нет никаких доказательств того, что Джукич давал приказ обстреливать Тузлу. Жители Добоя говорят: "Судьям для доказательства вины достаточно одного того, что ты - серб". В Сообществе бывших сербских заключенных Добоя журналистам рассказали: "Следователи предлагали нам выступить на процессе Джукича свидетелями того, что снаряды выпущены с Озрена, хотя 25 мая 1995 года мы находились в тузланских тюрьмах. Мы, естественно, отказались. Почему до сих пор не осуждены мусульмане, имена которых известны, ответственные за убийство солдат Югославской Народной Армии 15 мая 1992 года, за печально знаменитый расстрел Тузланской колонны ЮНА. Сколько же они должны получить?"
Как подчеркивает 16 июня белградская "Политика", прокуратура Боснии и Герцеговины не привела ни единого доказательства, что Новак Джукич приказал подвергнуть Тузлу артиллерийскому обстрелу.
Адвокат Джукича Небойша Пантич заявил изданию, что генерал осужден исключительно на основании предположений, что он как командующий Тактической группой "Озрен" приказал обстрелять Тузлу: "Нет ни письменного приказа, в военном дневнике не записано об отдании такого приказа". Более того, Пантич приводит ряд неоспоримых фактов, что ряд документов, косвенно подтверждающих вину Джукича, явно сфальсифицированы. Пантич приводит результаты баллистического анализа, которые говорят о том, что снаряд, разорвавшийся на Капии, был выпущен совершенно с другого места, чем это указывает прокуратура.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для "Русской линии"