
В школах Грозного вводится единая для учеников форма, обязательным атрибутом которой станет значок "Учащийся Грозного", сообщает официальный портал президента и правительства Чеченской республики. В Департаменте образования считают, что это поможет повысить дисциплину в школах и избежать социального неравенства учащихся. "Введение единой ученической формы позволит исключить деления учащихся на обеспеченных и необеспеченных. Кроме того, это будет способствовать духовно-нравственному воспитанию детей", - сказал начальник департамента Лема Берсанукаев. Таким образом, Грозный станет первым муниципальным образованием среди городов и районов республики, в школах которого будет введена единая школьная форма.
Мы попросили известных священников-педагогов высказать свое мнение об инициативе руководства Чечни по введению единой школьной формы.

"В принципе мне кажется эта инициатива правильной, как педагог я сторонник школьной формы", - заявил клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках (Москва), кандидат педагогических наук
иерей Александр Шумский. "Была же в советское время единая школьная форма, и это было лучше, чем сегодня, когда ее нет. Ведь когда дети одеты по-разному - это вызывает зависть, мешает учиться и здесь больше минусов, чем плюсов. Школьная форма способствует и нравственному воспитанию, ведь всё начинается с формы, с внешнего вида. Взять хотя бы армию или духовенство. Внешний вид играет большую роль в формировании мира внутреннего. Если человек одет фривольно, слишком либерально, то соответственно и настроение у него будет фривольное и либеральное. Если девочка одета так, что едва стыд прикрыт, то она и вести себя будет соответственно. Если же человек одет строго, то и поведение у него будет таким же, так как существует единство формы и содержания. Я совсем не за то, чтобы ввести казарменное положение, это, разумеется, глупость. Но одежда должна быть скромной, опрятной, целомудренной. Этот принцип должен быть как для девочек, так и для мальчиков. Я за введение в школах единой формы, но нельзя также доходить до крайностей. Одна крайность, когда форма вообще отменяется, и каждый одевает, что угодно, а другая - все ходят в синих комбинезонах, как в Китае. Во всем должна быть разумность", - отметил отец Александр.
"Либеральные реформы привели к отмене формы. В девяностые годы отменили ведь не только школьную форму, тогда была предпринята попытка отменить все формы вообще, то есть сделать народ и страну бесформенной. А нарушение формы приводит к нарушению содержания, бесформенное содержание - это уродливое содержание, которое становится смертельным оружием. Когда у нас исчезла имперская форма, это привело почти к полному уничтожению страны. Мы сейчас с трудом восстанавливаем форму. Ведь что сейчас пугает Запад? То, что Россия пытается вернуться к своей имперской форме. Когда мы говорим о школьной форме - это маленькая часть общего процесса. Утрата школьной формы - это следствие утраты формы многих вещей, прежде всего, имперской формы. Соответственно, восстановление такой, казалось бы, малости, как школьная форма, - это хороший отрадный признак того, что мы возвращаемся к имперскости. Мы должны вернуться к форме, тогда содержание будет оформленным, и будет соответствовать Божиему замыслу. Бесформенное содержание - это хаос, разрушение, бесовщина. Зло, кстати, бесформенно, оно неорганизованно. Вот как все это взаимосвязано, ведь мелочей не бывает", - заключил иерей Александр Шумский.

Известный священник, руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение", кандидат педагогических наук
иерей Алексий Мороз также считает введение школьной формы "полезным делом". "Во-первых, школьная форма дисциплинирует учащихся. Надевая форму, учащийся уже входит в роль школьника, с соответствующим поведением и отношением. Во-вторых, школьная форма нивелирует некоторое социальное неравенство, когда один одет в дорогую красивую одежду, а другой - в бедную и от этого комплексует, иногда дети даже не хотят идти в школу, из-за того, что им стыдно появляться в бедной одежде. И, наконец, в-третьих, школьная форма психологически настраивает ученика на учебу. Это совершенно правильное введение. Считаю, что и в России следует ввести школьную форму. Всегда ведь была ремесленная форма, гимназическая форма, у суворовцев есть своя форма и это замечательно, они даже гордятся ею. Единая форма решит многие проблемы, о которых я уже сказал, и даже может противостать той безнравственности, которая течет из СМИ и обучает детей разным страстям и порокам. Введение школьной формы, запрещение пирсинга, крашения лица, полный запрет курения для школьников, включая старшеклассников, будут нравственно-моральным критерием, который сможет уберечь от многих бед", - полагает иерей Алексий Мороз.