"Мы надеемся, что взаимные усилия Церквей будут содействовать преодолению трагических последствий военных действий и скорейшему примирению народов", - сказано в итоговом документе встречи.
В Послании также уделено внимание вопросам социального неравенства, отношения христианской веры и естествознания, проблемам экологии, вопросам сохранения брака и семьи. Особое место занимает суждение о причинах нынешнего экономического кризиса, и главной из них - неверные нравственные ориентиры "общества потребления".
Общей тенденцией, по мнению первоиерархов, во многих современных государствах являются попытки вытеснить религию из общественной жизни. "Принцип светскости государства может сохраняться, но недопустимо понимать этот принцип как означающий радикальное изгнание религии из всех сфер жизни народа", - сказано в "Послании".
В рамках Совещания в Самбуле также прошёл научный симпозиум, посвященный году апостола Павла. К участникам Симпозиума с приветственным словом обратился Святейший Патриарх Московский Алексей II. В своем слове Патриарх поднял больной вопрос разделений внутри церкви: "Серьезным вызовом Церкви является проникновение в её ограду духа мира сего, ведущее к внутренним разделениям, и, соответственно, ослаблению ее свидетельства миру. В третьем тысячелетии по Рождестве Христовом к нам вновь обращён вопрос апостола Павла: "Разве разделился Христос?" (1 Кор. 1:13) - и его же вдохновенный призыв к единению "в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1:10). Тот же апостол говорит о разномыслиях, которым надлежит быть между нами (1 Кор. 11:19). Несовпадения мнений по вопросам, не связанным с православным вероучением, действительно имеют место в межцерковных отношениях. Однако при наличии взаимной любви и они могут побудить нас к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства.
От лица многонациональной Русской Православной Церкви, Церкви, прошедшей в ХХ столетии тернистым путем мученичества и исповедничества, призываем наших православных братьев во всем мире делать все для предотвращения разделений, "стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3)".
Сам приезд Патриарха Алексея в Стамбул явился проявлением стремления сохранять православное единство. Накануне совещания Московская Патриархия заявляла, что в том случае, если в совещании будут участвовать эстонские раскольники, наш Предстоятель не приедет в турецкую столицу. Эстонцы всё-таки были приняты Вселенским Патриархом, но, несмотря на это, Святейший Патриарх Алексей в последний день работы совещания присоединился к его участникам. Наша Церковь соблюла, как говорят на церковном языке икономию, а по светски мы бы сказали: "пошла на компромисс", но при этом выступила с очень важны заявлением - о выходе из состава - Конференции Европейских Церквей (КЕЦ).
Что может только радовать верующих в России, которые давно уже ратуют за то, чтобы наша церковь оставила экуменические организации, участие в которых, начавшееся в советское время носило чисто политический характер, а теперь и вовсе необязательно. Отмежевавшись от старейшей экуменической организации, делегация Русской Православной Церкви одновременно поддержала инициативу Константинопольского Патриархата о регулярном созыве Всеправославных совещаний, которые будут посвящены вопросам преодоления внутрицерковных нестроений.
Л.Ильюнина