"Критика не должна нарушать церковную дисциплину и мир, не должна разрушать единство, которое с таким с трудом создается в нашем разделяющемся мире. Даже если слова Диомида в чем-то соответствуют действительности, - та форма, которую он избрал, и его непримиримость не только обесценивают, но и делают вредным его стремление что-то исправить. Поэтому, Церковь была вынуждена с прискорбием применить столь строгие меры, - тем более что Диомиду было дано достаточно времени, чтобы осознать ошибки и принести покаяние", - отметил священник.
"Здесь необходимо понимание внутреннего духа свободы в Церкви и ее самосознания. Ведь церковная жизнь строится по законам духовной свободы, но эта свобода не безгранична. Она ограничивается веками проверенными и Богом установленными канонами. И это вовсе не значит, что Церковь не терпит критики. Так, например, сам Патриарх постоянно обращает внимание на недостатки в церковной жизни", - подчеркнул протоиерей Александр Ильяшенко.
По мнению же клирика храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерея Олега Стеняева, "обличения" бывшего епископа Диомида работали не на очищение Церкви, а на ее разрушение. "Критерием правильности критики является для нас Святое Евангелие, где говорится: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18 : 15-17). Это слово Божье, которое не может быть пересмотрено. Если мы будем отходить от евангельских принципов, то мы уже будем другой Церковью, а не Христовой", - сказал отец Олег.
"Нарушение церковных правил недопустимо. Епископ имеет право обращаться к своей епархии, приходской священник может с амвона обличать заблуждения своих прихожан, у Патриарха свои права. Но высший орган церковной власти - это церковный Собор. И эти принципы надо сохранять. Еще один важнейший критерий православности - литургическое общение с другими епископами. Прекращение такого общения является признаком отпадения от полноты Православия", - напомнил известный священник. "А "обличения" Диомида больше похожи не на его личное мнение, а на чье-то коллективное творчество, направленное против Церкви", - заключил протоиерей Олег Стеняев.
В свою очередь настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов подчеркнул, что "Православная Церковь - не партия, не клуб филателистов и не домовый комитет", а потому "принципы демократического плюрализма не являются для нас определяющими". "Церковь построена иерархично. Это значит, что люди, которые исповедуют себя православными христианами, тем самым приемлют, с одной стороны, незыблемость ее догматического учения, которое никем и никак не может подвергаться критике и пересмотру, а с другой стороны - наличие в ней определенного порядка, установленного канонами в отношении тех, кто выступает против официальной церковной позиции - той точки зрения, которую выражает священноначалие", - подчеркнул отец Максим.
"Епископ Диомид, действительно, наряду с темами запредельными для трезвого церковного сознания, поднимал и вопросы, в самом деле требующие рассмотрения полнотой церковного разума. Но его подход, его противопоставление собственной абсолютной правоты священноначалию, которое он заранее уже осудил и в душе, и эксплицитно, - есть путь для церковного человека и тем более для иерарха неприемлемый", - отметил священник.
"Каноны говорят, что даже в случае несправедливого осуждения желающий добиваться восстановления правоты должен сначала признать это осуждение и подчиниться ему, а потом уже идти путем законного церковного судопроизводства, аппелируя к высшим церковным инстанциям. В данном случае о подобном говорить не приходится", - констатировал священник.
"Очень хотелось бы думать, что и в данном случае мы сумеем разделить неправоту его личного неканоничного подхода, который несомненен для любого трезвомыслящего православного человека, от необходимости не замолчать целый ряд тех богословских тем, которые он поднял и которые действительно актуальны: от отношений Церкви к государственной власти, до проблемы межконфессиональных контактов", - заключил протоиерей Максим Козлов.
Русская линия