Факт отвода войск российской стороной также подтвердили в МВД Грузии.
Таким образом, началось выполнение тех обязательств, договоренность по которым была достигнута в ходе встреч между Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Тем не менее, обстановка в регионе по-прежнему остаётся крайне напряженной. В пятницу 3 октября в Цхинвали возле штаба российских миротворцев взорвался задержанный для досмотра автомобиль. В результате взрыва погибли 11 человек. Несмотря на отдельные высказывания в СМИ о возможном срыве вывода российских миротворцев, пока реальная ситуация свидетельствует в пользу успешного выполнения поставленной задачи к концу текущей недели.
Готовность российской стороны подтвердил командующий Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта генерал Марат Кулахметов: "Время вывода миротворческих постов в зоне безопасности, прилегающей к Южной Осетии, займет не более суток. Точная дата закрытия постов неизвестна. За сутки люди уйдут, а сейчас вывозятся материальные средства и снимаются защитные заграждения".
Однако само выполнение взятых Россией обязательств ставит под вопрос всю ситуацию вокруг Южной Осетии и Абхазии. Налицо несовпадение двух "планов": плана Медведева-Саркози и, назовем его условно, плана России. В плане Медведева-Саркози первые пять пунктов - лишь предварительные условия для возможности "международного обсуждения вопросов будущего статуса в Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности". Но поскольку статус Южной Осетии и Абхазии был определён российской стороной в одностороннем порядке 26 августа признанием их независимости, то реализация плана Медведева-Саркози в полном объёме должно представляться для Кремля заведомо невыполнимым. План России подразумевает как раз именно однозначное признание югоосетинских и абхазских территорий независимыми от власти Грузии. И этот план вполне можно было попытаться реализовать, но в Кремле решили форсировать события. Фактически в противоречии с шестым и важнейшим пунктом плана Медведева-Саркози, российское правительство решилось на одностороннее признание Южной Осетии и Абхазии.
Аналогия, правда, перевернутая как в кривом зеркале, напрашивается сама собой. Это случай с Косово, признанным на данный момент 47 государствами мира. На Кавказе же легализация Россией сепаратистских намерений Южной Осетии и Абхазии не была в достаточной степени подготовлена на международном уровне и вызвана скорее тактическими соображениями. Отсюда и отсутствие поддержки со стороны международного сообщества. Если не считать казуса с Сомали, сейчас независимость Южной Осетии и Абхазии признают только в Никарагуа.
Кроме того, сама позиция Кремля оказывается уязвимой в силу политической непоследовательности в двух схожих ситуациях. В случае с Косово Россия справедливо обвиняла Запад в политике двойных стандартов. Признав независимость Южной Осетии и Абхазии, Кремль дал основание в аналогичном обвинении уже себя. С одной стороны, признание территориальной целостности Сербии, а с другой - поддержка сепаратистских тенденций в Грузии. Такая непоследовательность не может не сказаться как на международном авторитете государства, так и на "внутреннем политическом рынке", а главное подтачивает уверенность правительства в правильности собственных действий.
С.Алексеев