Митрополит Кирилл: Митрополит Никодим был скрытым монархистом

Конференция, посвященная 30-летию со дня кончины известного архиерея, собрала многих его учеников

0
447
Время на чтение 6 минут
Конференция "Митрополит Никодим: наследие и современность"Вчера, 4 сентября, в Санкт-Петербургской Духовной академии в рамках памятных мероприятий, посвященных 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), прошла конференция "Митрополит Никодим: наследие и современность", сообщает наш корреспондент. Организовали мероприятие Санкт-Петербургская митрополия, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Российская академия государственной службы при Президенте России, Санкт-Петербургский государственный университет. В конференции приняли участие многие архиереи Русской Православной Церкви: председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, викарий Санкт-Петербургской епархии архиепископ Тихвинский Константин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан и другие. Ожидался также приезд Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Но владыка не смог приехать, направив участникам форума свое приветствие. На конференции также выступили: замглавы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко), председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Богдан Сойко, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин и другие.

Перед открытием конференции в бывшей крестовой церкви митрополита Никодима в здании академии была совершена лития. Затем гости ознакомились с академическим музеем церковной истории, значительная часть экспозиции которого посвящена митрополиту Никодиму. Конференцию открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Затем митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам форума. "Своим служением Владыка Никодим во многом положил начало церковно-государственному и церковно-общественному диалогу в послереволюционной России, который ныне получил развитие во многом благодаря созданной им школе пастырства и православной общественной мысли", - говорится в послании Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Огласив приветствие Святейшего Патриарха, митрополит Ювеналий выступил с докладом, в котором отметил, что благодаря подвижническому труду митрополита Никодима были созданы благоприятные условия для улучшения отношений между государством и Церковью. По его словам, нынешнее и будущее поколение, изучая историю Церкви XX века, не сможет пройти мимо фигуры этого выдающегося архиерея. Проповеди митрополита Никодима, вспоминает владыка Ювеналий, сочетали богословскую глубину и простоту. Митрополит Ювеналий заметил, что советская власть рассматривала священнослужителей только как исполнителей культа, запрещая им осуществлять общественное служение. Именно поэтому митрополит Никодим стремился к тому, чтобы Богослужение носило не только спасительный характер, но выполняло бы просветительскую и миссионерскую функцию. Митрополит Ювеналий полагает, что владыка Никодим обладал высочайшим искусством ведения диалога. В его время священнослужители воспринимались как отсталые, незначительные люди. Митрополиту Никодиму, по мнению владыки Ювеналия, удалось поднять авторитет Церкви не только в глазах простых людей, но и в глазах мира.

Затем с докладом выступил председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. "Как поборник христианского единства митрополит Никодим духовно и интеллектуально опирался на святоотеческое богословие, величайшее достоинство которого виделось ему в том, что оно "развивалось не отрываясь от Апостольского Предания, основывалось на Божественном Откровении и соответствовало запросам жизни". Однако порой в маргинальных околоцерковных кругах светлую память владыки Никодима пытаются превратить в предмет пререканий, ставя великому святителю в упрек и экуменизм, и миротворчество, которые в крайне опасных для бытия нашей Церкви исторических обстоятельствах сыграли роль якоря спасения. Не будем говорить об этих злоречивых критиках - они не знают или не понимают ни историю Церкви, о благе которой якобы пекутся, ни историю страны, патриотами которой пытаются себя выказать. Убежден, что эти люди, в отличие от владыки Никодима, не совершили никакого жизненного подвига во благо Церкви и Отечества и ничем ради них не пожертвовали", - полагает митрополит Кирилл.

"Похоже, что единственная вина покойного архипастыря перед теми, кто ныне хулит его имя за гробом, - перед всеми этими усердными не по разуму пленниками абстрактных представлений и голых схем, - состоит в том, что он отверг предлагавшуюся ему роль благочестивого могильщика своей Церкви и встал на путь ее деятельной и изобретательной защиты, преуспев в этом. И если бы не поразительная прозорливость, если бы не великая духовная интуиция, если бы не самоотверженное служение своей Церкви святителя Божия, то очень может быть, что 1000-летие Крещения Руси остатки православных в СССР праздновали бы в самоновейших катакомбах, а чуть позже, во времена горбачевской перестройки и ельцинской вольницы, и вовсе некому было бы противостать на пути нашествия "двунадесяти языков" иноземных проповедников в бывшую Святую Русь", - считает председатель ОВЦС.

Конференция "Митрополит Никодим: наследие и современность"По словам владыки Кирилла, "в невидимой брани митрополита Никодима судьбоносный стратегический успех порой добывался ценой тактических компромиссов, требовал соблюдения не Церковью придуманных правил игры и постоянного упражнения в искусстве возможного. Однако никто и никогда не смог бы бросить Владыке Никодиму обвинение в отступничестве от веры, в забвении интересов Русского Православия, в отказе свидетельствовать об истине перед инославным миром, в безвольном конформизме по отношению к властям".

"Его мечтой было могучее единство всех последователей Христа, воссоединение христианской ойкумены современного мира на основе Писания и Предания древней неразделенной Церкви апостольского века", - сказал митрополит Кирилл, напомнив, что митрополит Никодим в качестве председателя ОВЦС по благословению Священного Синода и Святейшего Патриарха заложил основу двусторонним богословским диалогам с Евангелической церковью Германии (ФРГ), Союзом Евангелических церквей (ГДР), Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, с Англиканскими церквами, с Римско-католической церковью. Он также возглавлял делегации Русской Православной Церкви на III, IV и V Ассамблеях Всемирного совета церквей.

С докладами также выступили: заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте России О.Ю.Васильева "Митрополит Никодим и власть. 1960-1970-е годы"; профессор СПбДА протоиерей Богдан Сойко "Литургическое наследие митрополита Никодима" и профессор Санкт-Петербургского университета С.Л.Фирсов "Митрополит Никодим: православный архиерей в советскую эпоху. Штрихи к социально-психологическому портрету".

В рамках программы конференции также прошла презентация новых изданий: книги профессора СПбДА протоиерея Владимира Сорокина "Митрополит Никодим и всеправославное единство" (материалы Родосских совещаний) и книги, подготовленной Издательским отделом епархии - "Святой праведный Иоанн Русский". Служба этому святому была составлена митрополитом Никодимом.

Протоиерей Владимир Сорокин, презентуя свою книгу, спросил митрополита Кирилла, верил ли митрополит Никодим, что советскую власть можно "воцерковить" и "оправославить". Митрополит Кирилл, отвечая на этот вопрос, заявил, что политические убеждения митрополита Никодима никому не известны. Он вспомнил, что когда-то прочитал статью иностранного журналиста, в которой утверждалось, что митрополит Никодим не тот, за кого себя выдает. Что на самом деле владыка является скрытым монархистом, желающим восстановить прежний порядок. Митрополит Кирилл отметил, что склоняется к тому, что владыка Никодим действительно был человеком монархических убеждений. В доказательство этого он вспомнил, как митрополит Никодим поведал ему о своем сне. Приснилось ему, что идет он по территории Александро-Невской Лавры, и навстречу к нему направляется Император Александр II, который, подойдя к владыке, поклонился и взял у него благословение. Хотя симпатии митрополита Никодима, по мнению владыки Кирилла, были на стороне монархии, тем не менее у него не было монархического проекта. По словам председателя ОВЦС МП, митрополит Никодим был прагматиком, который понимал невозможность восстановления "старой исторической" России. В целом, отметил митрополит Кирилл, у владыки Никодима не было конкретного политического проекта, по крайней мере, он никогда открыто не формулировал свои политические симпатии.

Протоиерей Владимир Сорокин также задал вопрос митрополиту Ювеналию, спросив его, не считает ли он митрополита Никодима "увлекающимся человеком". Отец Владимир рассказал о том, что на днях в "хорошей газете" прочитал статью о "никодимовщине", которую автор статьи сопоставил с "диомидовщиной". Священник спросил архиерея, не переходили ли увлечения митрополита Никодима "за пределы дозволенного". Отвечая на эти вопросы, митрополит Ювеналий сообщил, что также недавно прочитал эту статью в Интернете. Все рассуждения в этой статье, по его словам, сводятся к тому факту, что митрополит Никодим скончался на приеме у папы Римского. Митрополит Ювеналий считает, что этот тезис неубедителен. В доказательство чего он привел обстоятельства кончины митрополита Иоанна (Снычева).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00