1 июля турецкие власти сообщили о том, что им удалось предотвратить попытку государственного переворота, готовившегося закрытой организацией "Эргенекон". В "Эргенекон" входят высокопоставленные чиновники, военные и сотрудники спецслужб, которые долгое время управляли государством, превратившись в замкнутую касту.
Ранее сообщалось о том, что в рамках расследования дела о подготовке государственного переворота власти Турции задержали более 20 человек. Десятерым задержанным, включая отставных генералов Хурсита Толона и Сенера Эруигура, предъявлены обвинения в организации вооруженной группировки. В ходе проведенного полицией рейда были задержаны ряд военных, бизнесменов и журналистов. По данным полиции, 7 июля заговорщики намеревались организовать массовые народные выступления сторонников светского государства, спровоцировать столкновения с полицией и воспользоваться кризисом для свержения правительства Реджепа Тайипа Эрдогана.
Между тем сторонники обвиняемых считают, что аресты были проведены по политическим причинам. В день рейда Конституционный суд начал рассматривать иск о закрытии правящей исламистской турецкой Партии справедливости и развития (АКР). Прокуратура, в частности, требует лишить премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и президента страны Абдулы Гюля, являющихся членами АКР, права заниматься политической деятельностью в течение пяти лет.
История противостояния сторонников светского и исламского государств в Турции не нова, она тянется с начала прошлого века, когда младотурки вначале пришли к выводу о враждебности ислама турецкому национальному возрождению, а потом, после прихода к власти Кемаля Ататюрка, объявили войну и исламу и всем остальным религиям, взяв курс на создания чисто светского государства.
Религия была не запрещена, но поставлена в очень жесткие рамки: в ритуальной одежде (рясе, чалме) нельзя появляться на улице, нельзя носить в школе и госучреждениях хиджаб и другие символы своего вероисповедания, выдержки из Корана и Библии нельзя публично читать за пределами мечетей и церквей, ничего религиозного не должно быть в государственных учебных заведениях, политика должна быть полностью стерильна от какой-либо религии и т.д. Был случай, когда под суд был отдан популярнейший мэр Стамбула, прочитавший на митинге стихи на религиозную тему, которые были им взяты из турецких же школьных учебников. Естественно все это породило конфликт с традиционной Турцией.
Опорой агрессивно светских устоев и культа Кемаля Ататюрка стала армия, и надо сказать опорой твёрдой и решительной, не боящейся устраивать военные перевороты, силой подавлять политический исламизм. Устойчивость кемализма Армии не в последнюю очередь держится на её не подконтрольности гражданским властям (ни президенту страны, ни премьер-министру, никому из гражданских). Генералы сами решают, кому быть начальником Генштаба и т.д. Рассказывают, что с началом мусульманского поста - уразы, молодые военные считают своим долгом выразить отношение к исламу и заявиться в какой-нибудь бар и демонстративно до захода солнца выпить бокал коньяка.
В последние годы в Турции устойчиво побеждают на выборах умеренные исламисты, и даже президент Турции теперь исламист, но вот сделать что-либо исламское, даже всего лишь символическое, они не в силах, т.к. на чеку и Армия и ориентированный на нее Верховный Суд . Вот и приходится им сажать генералов за прошлые и нынешние грехи. Вышибать кемалистский дух не мытьем, так катаньем.
Интересно, что и те и другие, как кемалисты, так и исламисты ориентированы на вступление в Евросоюз. Кемалисты рассматривают вступление в ЕС как логичный итог построения цивилизованного светского государства, а исламисты как страховку от самоуправства военных (перевороты в Евросоюзе не в чести).
К.Новиков