Сегодня мы прощаемся с народной артисткой Нонной Викторовной Мордюковой. С той, которая о себе самой однажды сказала: «А героиня моя - это Народ, с большой буквы». Помнить о ней будет не одно поколение русских людей.
Ее женские образы в культовых советских фильмах Молодая гвардия (1948), Чужая родня (1955), Отчий дом (1959), Простая история (1960), Председатель (1964), Молодые (1971), Русское поле (1971), Они сражались за родину (1975), Родня (1981), навсегда останутся в памяти, как удивительное сочетание недюжинной силы и мягкой женственности.
Ее комедийные роли в фильмах «Женитьба Бальзаминова» (1964), Бриллиантовая рука (1968) Лев Гурыч Синичкин (1974), никогда не перестанут веселить и поднимать настроение.
Да и в жизни она была такой - трагический и веселый человек одновременно. Однажды она пошутила: «Жители Махачкалы просят: Приезжайте, поддержите нас, а то тут такой бандитизм! Из Израиля звонят: Поднимите нашему народу дух! Я говорю: А нам кто дух будет поднимать?» Да, она была не просто актрисой, включенной Британской энциклопедия кино в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Она была голосом народа и одной из тех, кто своим талантом народ утешает и украшает.
Кино, было послано ей свыше. В прямом смысле этого слова. Еще девчонкой-восьмиклассницей у себя на кубанском хуторе оно увидела фильм «Котовский». Влюбилась в Котовского-Мордвинова и во все кино сразу. Ни на что не надеясь, написала Мордвинову письмо - мол, хочу стать артисткой, что для этого нужно? 22 июня 1941 года рано утром, еще ничего не зная о войне, мыла пол в прихожей, и вдруг ей на голову упало письмо - почтальон опустил в щель, сквозняк подхватил конверт и опустил девочке на макушку. Мордвинов предлагал ей приехать в Москву, разыскать его. В Москву Мордюкова попала лишь в 45-м. Мордвинова не нашла и смело двинулась сама в неведомый ВГИК. Поступила сразу. Когда ее просили коротко определить ее характер, она отвечала одним словом: Батальон.
В работе над своими ролями Мордюкова опиралась на впечатления детства, особенно на опыт и биографию собственной матери.
Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием.
На протяжении десятилетий Нонна Мордюкова была той, кто говорил от лица русских женщин об их неизбывно тяжелой доле, несгибаемой силе и достоинстве.
Теперь, прощаясь с великой актрисой можно с горечью сказать, что настоящее кино для нее закончилось в 1982 году, после «Родни» Никиты Михалкова. Батальонный характер не позволял позориться в скверном кино.
Постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времен». Итак, ее недолюбили, недоснимали. За 25 лет после Михалкова не нашлось режиссера, который придумал бы для нее стоящую роль в стоящем фильме. Последние годы были полны испытаний: одиночество, болезни, трудное материальное положение. Но она не сдавалась. И останется в нашей памяти несломленной до конца, простой, открытой, прожившей всю свою жизни по совести.
Л.Ильюнина