Как вы относитесь к принятой Архиерейским Собором концепции? С таким вопросом корреспондент информагентства Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента, а также религиозным деятелям. Парламентарии и религиозные деятели в целом поддержали православную концепцию прав человека, отметив ее пользу для решения многих насущных задач нашего общества.
"Очень мудрой" назвал принятую Архиерейским Собором РПЦ православную концепцию прав человека первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации (СФ) по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев. Парламентарий высказал полное согласие с мнением РПЦ в том, что "в нашей жизни стало слишком много распущенности, разнузданности и подход к правам человека оказывается слишком либеральным". "Я не являюсь сторонником либеральных взглядов, поскольку те, кто их придерживается, обычно защищают тех, кто грешит, а не тех, против кого грешат", - подчеркнул политик.
Помня о правах, человек не должен забывать об обязанностях, убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от правительства Московской области Николай Чуркин. "Православная концепция прав человека абсолютно справедлива в том, что человек не должен помнить только о своих правах, но и об обязанностях", - заявил сенатор. "Тем более, что такого же взгляда придерживаются представители и других конфессий", - добавил парламентарий.
Православная концепция прав человека необходима российскому обществу, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев. "Православная концепция прав человека опирается на принятые христианством правила поведения, не забывает об ответственности человека перед обществом, поэтому нам этот документ необходим", - заявил сенатор.
Поддержала принятый Архиерейским собором РПЦ документ вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска. "Я на тысячу процентов поддерживаю позицию Русской Православной Церкви, потому что ситуация с духовно-нравственными ценностями в России уже давно оставляет желать лучшего", - заявила депутат. Парламентарий убеждена, что, кроме всего прочего, "пришло время пересмотреть Всемирную декларацию прав человека, поскольку под ширмой защиты свободы и прав человека по всему миру стали распространяться самые пагубные пристрастия и привычки". "Чтобы сохранить жизнь на земле, чтобы у нас рождались нормальные и здоровые дети, нам необходимо избавиться от наркомании и проституции, от большого количества абортов и беспризорников, от распущенности. Поэтому надо следовать тому, что предлагает РПЦ", - подытожила Л.Слиска.
Одним из самых значительных итогов работы Архиерейского Собора протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает концепцию православного понимания прав человека. "Дело в том, что в прессе и общественном сознании довольно долго нерасчленненно употреблялся термин "гуманизм", который применялся без разбора и к христианскому, и к светскому мировоззрению. А ведь понятие светского, или секулярного гуманизма и христианское осмысление достоинства человека как образа и подобия Божия - они слишком нетождественны друг другу, чтобы быть объединенными одним термином", - отметил отец Максим.
"И очень важно, что теперь четко и мужественно (как мы видим, критики нашлись сразу же) этой новоевропейской концепции прав человека, восходящей к эпохе Просвещения и Французской революции, дан христианский ответ. Главное его содержание - в утверждении, что это концепция не наша, не церковная, что она, совпадая по тем или иным пунктам с христианской, тем не менее, от нее принципиально отличается. И корни этого различия лежат в антропологии, то есть понимании человека либо как "кузнеца своего счастья" и конечной меры всех вещей, либо в понимании человека как образа и подобия Божия, которые он должен в себе раскрыть через уподобление Творцу", - сказал батюшка. "И конечно, речь здесь не идет ни о каком политическом заказе - просто наша Церковь учится говорить с обществом на своем языке все более открыто, мужественно и внятно. И этот факт можно только приветствовать", - заключил отец Максим.
Отец Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС, заявил, что "такая реакция правозащитников отражает столкновение светского и религиозного сознания, - не только по этому, но и по очень многим вопросам". "Причиной этой коллизии является тот факт, что верующие смотрят на жизнь по-иному, - не так, как неверующие. Верующие помнят о присутствии вечности, мира иного за пределами этого бренного мира. Присутствие в их мировоззрении трансцендентного начала вносит свои коррективы в те представления, которыми мы все пользуемся, будь то свобода, достоинство, образ жизни или понимание самого человека. Эти различия во взглядах приводят и к различной оценке тех или иных общественных явлений", - считает отец Георгий.
Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московского Патриархата, полностью отверг предположения о каком-либо "политическом заказе". "Церковь живет своими законами и своими представлениями и не нуждается в руководстве каких-либо политических сил. Вопрос о свободе, достоинстве и правах человека обсуждается в Церкви уже давно. Это нашло отражение в выступлениях Патриарха, митрополита Климента и других иерархов. Эта тема отражена и в Основах социальной концепции РПЦ", - напомнил он. "Мы постоянно говорим, что из проблемы защиты людей и достоинства личности правозащитным движением выхолащивается нравственность, которая должна лежать в ее основе. Наш документ - это попытка вернуть вопросы нравственности в эту область общественной деятельности", - сказал отец Владимир.
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, уверен, что "правозащитники" опасаются напрасно. "Никто никого не вытесняет. Обеспокоенность правозащитных организаций можно объяснить лишь тем, что их представление о свободе и правах человека очень сильно расходятся с теми, что существуют в Православии. Именно от этого и появляется некоторая неприязнь", - сказал отец Димитрий.
"Православие целиком христоцентрично, т.е. Воплотившийся Бог - в центре всего. А человек есть творение Божие, Его высшее создание. И соответственно, все ценности и усилия человека должны быть устремлены к Богу. Если мы поставим на место Бога человека, то человек станет высшей ценностью - именно из этого и исходит идеология большинства правозащитников. А с духовной точки зрения это просто вариант идолопоклонства. То есть правозащитники и православные христиане просто служат разным богам. Противоречия, таким образом, лежат не в политической, а в религиозной плоскости", - отметил отец Димитрий.
"Мы считаем, что на Архиерейском Соборе было принято судьбоносное решение. Церковь возвращает себе свое: ведь права человека родились и развились в лоне христианской Церкви и лишь затем стали сначала просто либеральными, а потом и какими-то постмодернистскими - они все меньше соответствуют здоровым понятиям о нравственности. Дело дошло до того, что права человека стали заменять людям заповеди", - заявил председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев. "Теперь Церковь, наконец, сформулировала в документе, что права и достоинства личности - не должны оправдывать грех. Грех и достоинство - несовместимы. Теперь есть документальная основа для деятельности людей, которые хотят защитить свои традиционные представления о нравственности", - подчеркнул Валентин Лебедев.
Русская линия