В августе ЦУМ запустил рекламную кампанию, где использовались образы детей и приводились такие выражения, как "Кто не в Prada, тот лох!", "Все люди, как люди, а я в Burberry", "Я одна в классе. Действительно одна! Просто от зависти все лопнули", "Хочу быть богатым, знаменитым, ездить на Bentley, одеваться только в ЦУМ", "Папочка! Если ты меня, правда, любишь, купи! Купи! Купи! Мне туфли, платье, шляпку!!! D&G, Armani, Prada" и другие подобные опусы. На одном из рекламных плакатов девочка говорит старым игрушкам: "Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!".
Рекламная кампания ЦУМа вызвала активные дискуссии в российских блогах. Пользователи интернета первые были возмущены подобной акцией ЦУМа. Они отмечали, что чудовищная реклама "вещизма", под которую попадают даже вполне обеспеченные взрослые люди, дошла и до детей. Более того - она использует и образы детей.
Позже рекламой заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В результате ФАС возбудила административное дело против торгового дома ЦУМ. По заключению антимонопольного ведомства, плакаты содержали оскорбление по отношению к детям и осуждали тех, кто не пользуется услугами универмага. ФАС признала рекламу вредной, нарушающей положения статей 5 и 6 закона "О рекламе". В ведомстве считают, что "реклама содержит оскорбления по отношению к детям и их возрастным ценностям и содержит явное осуждение тех, кто не воспользовался услугами ЦУМа и не приобрел рекламируемые товары". "В течение двух недель будет принято решение о наложении штрафа и его размере", - сообщил начальник управления контроля и надзора ФАС за соблюдением рекламного законодательства Сергей Пузыревский, которого цитируют "Ведомости". "И хотя плакаты ЦУМ убрал с витрин через несколько дней после начала кампании, среагировав на возмущение общественности и на то, что ими заинтересовалась ФАС, тем не менее антимонопольное ведомство выдало стандартное в этих случаях решение, чтобы в будущем у ЦУМа не возникло желания эксплуатировать детские образы столь вопиющим способом", - пояснил С.Пузыревский. Реклама поощряет у несовершеннолетних нездоровый вещизм, формируя комплекс неполноценности у тех, кто не одевается в ЦУМе, заметил чиновник. По его мнению, реклама побуждает несовершеннолетних обратиться к родителям с просьбой приобрести товары в ЦУМе, а также создает у них впечатление, что обладание такими вещами дает преимущество перед сверстниками.
Это решение может стать прецедентом - безнравственной и вызывающей рекламы сейчас хватает, а вот борьба с ней по темпам и успешности уступает рекламной отдаче - "вещизмом" заражаются даже специалисты, сами работающие в этой отрасли, отмечает Pravaya.Ru. Это дает повод говорить, что в какой-то степени от рекламы не защищен вообще никто - столь мощное орудие, бомбардирующее мозги, особенно молодежи, способно вносить серьезные коррективы даже в государственную политику (где хватает "специалистов", работающих исключительно маркетинговыми, а не политическими методами). Еще одной опасностью "вещизма" является его всеядность - "продвинуть" можно любую вещь и в любом месте. А также нацеленность на женскую и детскую аудитории. Как известно, женщина является основным потребителем рекламируемых товаров, в том числе и потому, что женщина вообще больше занимается покупками тех товаров, которые не требуют серьезных для семьи бюджетных вложений, т. е. той же одежды. Выход на детей - это фактическое завоевание всей семьи - отказать ребенку в приобретении игрушки еще можно, но как быть с одеждой, которая банально необходима.
К создателям подобной рекламы возникают вопросы, отдают ли они себе отчет в том, что делают? Ведь существует и откровенно вызывающая реклама, где используются, например, образы из Библии. Это, например, реклама сети Рамблер "Найти себя", реклама мультфильма "Шрек Третий" со слоганом "Да придет царствие его" и т. д.
Сегодня рекламные технологии берутся на вооружение и в околоправославной среде. Церковь осознает эту угрозу. Так, председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл (Гундяев), говоря об использовании различными фирмами имен православных святых и церковной символики в коммерческих целях, заявил, что "святыня существует не для того, чтобы на ней зарабатывали, а для того, чтобы люди через нее могли прикасаться к Богу и чувствовать Божие присутствие". Владимир Бушуев, вице-президент Фонда Андрея Первозванного, организовавшего перенесение мощей Александра Невского по епархиям Русской Церкви, также с сожалением отметил наблюдающиеся временами попытки "сделать брэнд" из имени великого князя, когда, к примеру, в честь Александра Невского называется паевой инвестиционный фонд или элитный жилищный комплекс. "У кого поднимется рука из своей матери или своего отца сделать брэнд? Почему же мы допускаем, чтобы Александр Невский и другие великие представители Русской Церкви используются в таких целях!" - отметил В.Бушуев.
Русская линия