А.Ермолаев особо подчеркнул, что нынешняя инициатива Ющенко, по своей сути, стара. "В свое время, в конце 90-х годов, активно обсуждался вопрос о формировании своеобразной конституционной ассамблеи, которая могла бы выполнить функцию временного конституционного органа. Впоследствии Ющенко, когда стал президентом, выступал с целым рядом противоречивых предложений. Напомню, что раньше он говорил о возможности создания конституционной комиссии, которая должна была под его руководством разработать проект новой конституции. Затем в разгар кризиса власти 2007 года Ющенко настаивал на необходимости проведения референдума, на который мог быть вынесен новый текст конституции. Так что его нынешняя инициатива не первая, а третья, которая пока не имеет четких очертаний", - считает политолог.
Кроме того, остается неясным, каким образом Ющенко собирается воплотить свою новую идею. "Пока не понятно о чем идет речь: то ли о неком совете при президенте в составе экспертов и юристов, то ли о выборном органе. Что касается создания некоего выборного органа, то для этого нет ни соответствующих законодательных процедур, ни конституционных оснований. Конституция предписывает иной механизм ее изменения, где ключевую роль играет парламент. Поэтому даже если Ющенко попытается реализовать идею конституционного собрания как выборного органа, то для этого необходимо создать законодательную базу и внести изменения в конституцию, иначе его деятельность будет нелегитимной. Конечно, он может ограничиться созданием конституционного совета при президенте, и для этого нет необходимости добиваться согласия политических элит. В любом случае, ему придется с любыми наработками обращаться в парламент, и даже если он попытается инициировать проведение референдума, то ему сначала придется заняться сбором подписей в поддержку своих инициатив. Иными словами, его нынешняя инициатива не имеет достаточных оснований", - считает А.Ермолаев.
Политолог считает, что для президента и его команды сами по себе парламентские выборы являются лишь инструментом и переходным этапом, а не самоцелью. "Ющенко всерьез озабочен перспективой второго срока, его озадачивает рост популярности своих главных конкурентов на президентских выборах 2009 года - Януковича и Тимошенко. Сейчас именно эти два лидера имеют наибольший рейтинг. Согласно социологическим опросам, в случае проведения президентских выборов именно Тимошенко и Янукович выходят во второй тур, а не Ющенко. Следует отметить, что в настоящее время президент вследствие политической реформы ограничен в своих полномочиях, фактически потеряв возможность непосредственно руководить исполнительной властью. Именно поэтому он принял решение провести досрочные парламентские выборы, мотивировав это необходимостью пересмотреть политическую реформу и укрепить президентскую власть. Соответственно, не исключено, что Ющенко, предлагая новую инициативу, рассчитывает с помощью инициации процесса внесения изменений в конституцию вновь провести очередные досрочные парламентские выборы. Следовательно, жизнь парламента, который будет сформирован в этом году, может оказаться короткой", - считает украинский политолог. Всё это, по его мнению, повлечет за собой "целую цепь политических кризисов: парламентский кризис 2007 года, конституционные дебаты, затем очередные досрочные парламентские выборы. И все эти кризисы Ющенко рассматривает как трамплин на 2009 год, благодаря которому он рассчитывает изменить конституцию, усилить свою власть, изменить политическую архитектуру и снизить конкурентное преимущество своих главных политических соперников", - утверждает А.Ермолаев.
В сложном положении, по его словам, сейчас оказался и Виктор Янукович, так как полномочия возглавляемого им правительства прекращаются в октябре после роспуска парламента. "Именно тогда перед ним встанет задача создать новую коалицию и заставить президента вновь внести свою кандидатуру на пост главы правительства. Не исключено, что Украину ждет длительный процесс согласований, а также не исключено, что Ющенко не согласится на вторичное премьерство Януковича, и это, несомненно, станет поводом для политического кризиса. Кроме того, Тимошенко также попала в не менее пикантную ситуацию, так как Ющенко, по всей видимости, не поддержит её кандидатуру. Таким образом, главные его конкуренты вследствие конституционных дебатов фактически переводятся на вторые роли. Пока же не ясно, удастся ли Ющенко реализовать свой план по обеспечению второго срока за счет перманентных досрочных парламентских выборов и конституционных изменений. Можно сказать, что воплощение этого плана стоит под вопросом", - заявил А.Ермолаев.
Политолог подчеркнул, что у соперников Ющенко свои планы. "Не исключено, что регионалы попытаются стабилизировать работу парламента, обеспечив в нем стабильное большинство и не допустив конституционной реформы по рецепту Ющенко. Что же касается Тимошенко, то не исключено, что после парламентских выборов она станет одной из главных фигур, заинтересованных в досрочных не парламентских, а президентских выборах. И толчком этому может стать дискуссия о том, как должна изменяться конституция. Тимошенко уже предложила свою версию референдума, на который она собирается вынести 9 вопросов. Её версия конституционной реформы конфликтует с версией Ющенко. Так что впереди нас ждет большая интрига", - прогнозирует А.Ермолаев.
Русская линия