Он отмечается в течение двух дней: 14 и 15 числа месяца адара по еврейскому календарю, по григорианскому календарю праздник не имеет закрепленной даты. Пурим заявляется иудеями как "самый веселый праздник" и сопровождается маскарадами, спектаклями, обильными возлияниями.
История этого торжества уходит своими корнями в V век до нашей эры. Он посвящен отраженным в Ветхом завете событиям и связан с избавлением еврейской общины Персидской империи от истребления, когда царский министр Аман задумал уничтожить еврейский народ.
Но что же заставило министра Персии принять такое, казалось бы, жестокое решение?
Приведем краткую историю праздника Пурим, используя главу из книги известного миссионера, диакона Андрея Кураева "Как делают антисемитом".
Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию. Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием".
Окончился вавилонский плен евреев. Но тысячи еврейских семей не пожелали возвращаться на родину, продолжая жить в городах персидской империи, и, причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившаяся ситуация со временем стала угрожать национальным интересам Персии. Евреи монополизировали торговлю и суды, их стало так много, что персы начали задаваться вопросом: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон?
И вот персидский "министр обороны" генерал Аман поделился своими печальными наблюдениями с царем Ксерксом. Реакция Ксеркса была по язычески решительной: истребить всех евреев.
Но жена Ксеркса еврейка Эсфирь узнала о решении царя и хитростью вытянула из супруга признания и обещания "уничтожить ее врагов". Таким образом, обманутый Ксеркс согласился уничтожить всех врагов... ненавистных ему самому евреев!
В итоге во все города персидской империи пришло царское повеление относительно погромов, согласно которому евреям разрешалось беспрепятственно уничтожать своих врагов, детей и жен, и разорять их дома. Чем они и занялись с ужасающей кровожадностью. В течение двух дней евреями было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
И вот, спустя тысячелетия иудеи отмечают события того дня... Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств?
Существуют праздники в честь военной победы - это открытое и рискованное столкновение на поле брани, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который Талмуд предписывает напиваться до полного бесчувствия. В память о том, что казненному Аману по обычаям того времени отрезали уши, на стол подаются сладкие пирожки с поэтическим названием "уши Амана", которые уплетают и стар и млад.
И этот праздник талмудистами почитается величайшим.
Автор заканчивает статью следующими словами: "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?"
Отметим, что у Пурима есть и другая сторона. Еще в глубокой древности иудеи производили в этот праздник разные бесчинства над различными враждебными себе символами, о чем имеется множество документальных свидетельств. Так, в 408 и 412 годах по Р.Х. понадобилось в Византии издать два специальных императорских указа, воспрещающих иудеям в праздник Пурим издеваться над христианскими крестами, взамен Амана.
Русская линия