С решением ФАС наконец забрезжила надежда на то, что будет поставлена точка в споре, длящемся с лета 2004 г., когда владелец "Силовых машин" компания "Интеррос" сообщила о планах перехода энергохолдинга под контроль немецкой компании. В последние месяцы и недели решение по "Силовым машинам" вышло на высший политический уровень и стало своего рода индикатором позиций и мнений относительно возможных направлений развития отечественной промышленности, присутствующих в Кремле и Правительстве.
Продажу "Силовых машин", в частности, открыто лоббировал Герман Греф, отозвавшийся о сделке с Siemens как о "деле чести российских властей". Несколько иное представление о чести и национальных интересах обнаружил премьер М.Фрадков, усилиями которого договоренности и были в итоге заблокированы. Внимание заинтересованных лиц длительное время оставалось обращено к Президенту В.Путину, который, как полагали, должен был лично разрешить судьбу энергоконцерна. По слухам, он первоначально обещал содействие немцам, однако впоследствии дистанцировался от дискуссий. Многие ожидали, что тема проблем Siemens в России всплывет на российско-немецких переговорах в Ганновере, и, тем не менее, вместо "Силовых машин" Германии там предложили другие проекты, касающиеся, в основном, совместной разработки и транспортировки российского газа в Европу.
О том, что обнародованное решение ФАС по "Силовым машинам" имело не столько экономическую, сколько политическую подоплеку, красноречиво свидетельствуют предыдущие заявления главы ФАС России Игоря Артемьева, который не далее, чем 5 апреля сообщил журналистам, что возглавляемое им ведомство не видит особых проблем в подписанном соглашении между "Интеррос" и Siemens, и уже подготовило для этого соответствующие документы. Теперь ФАС комментирует ситуацию ровно наоборот: "Реализация этой сделки приведет к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования. Обе компании производят энергетическое оборудование всех типов и масштабов и являются конкурентами на российском и мировом рынке энергетического машиностроения". По сути, данной формулировкой российские власти дают понять, что намерены сохранить в национальных руках индустрию тяжелого энергомашиностроения, как одну из наиболее значимых и конкурентоспособных, невзирая на перспективы широкого инвестирования и технологического обновления производства, предложенные немецкой стороной.
Однако, вполне может статься, что вопрос с "Силовыми машинами" окончательно не закрыт. Спустя несколько часов по опубликованию запретительного вердикта ФАС глава Минэкономразвития РФ Г.Греф уже заявил, что переговоры по "Силовым машинам", в том числе и с Siemens, продолжатся. "Сейчас изучается возможность для иной конфигурации сделки", - отметил министр. Похоже, что продажа "Силовых машин" немцам, так и не ставшая "делом чести Правительства", продолжает оставаться делом чести и вопросом принципа для самого Грефа, который желал бы засвидетельствовать перед всеми и, в первую очередь, перед зарубежными партнерами, влияние в российских верхах и способность эффективно решать эти и другие подобные проблемы в свою пользу.
Впрочем, в обстоятельствах современной России решению не продавать немцам "Силовые машины" едва ли можно всерьез радоваться. Вразумительной промышленной политики в стране нет, а "патриотизм" чиновников, оставивших Siemens в российской собственности, довольно условен. Гендиректор "Силовых машин" Евгений Яковлев испытывает одинаково мало оптимизма как от вариантов продажи объединения иностранцам, так и от перспективы работы в условиях продолжающегося развала и неразберихи в отечественной экономике. "В сделке с Siemеns, - сказал он в интервью "Известиям", - очень много не до конца понятных дискуссий. Многие просто говорят: "Не надо, нельзя, ни за что". Например, доводы Минпромэнерго меня повергают в изумление. Они выдвигают тезис о том, что придет Siemens и монополизирует российский рынок. Российский рынок давно уже демонополизирован. На нем действуют все кто хочет: и Siemens, и Alstom, и General Eleсtriс, и японские, и российские компании, не входящие в наш концерн. Никакого монополизма не намечается".
По словам Е.Яковлева, государство сегодня лишь декларирует свое отношение к тяжелой промышленности как к стратегическому активу, который нельзя продавать, однако, на деле никакой конкретной помощи не оказывает. "Все страны, имеющие энергомашиностроительные предприятия, в той или иной степени оказывают им поддержку - политическим лоббированием или экспортными кредитами. То, что существует у нас, - это не рыночный механизм, это вообще не механизм, это отдельное решение правительства по каждому конкретному проекту. Предоставил кредит зарубежному партнеру - получил заказ. Дальше пошел рост производства, занятости, зарплаты, налоги. Обычная, совершенно не обсуждаемая на Западе тема. У нас же каждый раз нужно доказывать, что это полезно государству".
Не обошел стороной генеральный директор "Силовых машин" и примера защиты внутреннего рынка от зарубежных производителей: "В Китае никто и подумать не может о том, чтобы купить какую-то иностранную турбину, если ее производят отечественные заводы. Иностранец может получить заказ, только если он свою технологию передаст китайскому производителю. У нас такая система отсутствует".
Причиной всех бед Е.Яковлев считает отсутствие в государстве практической заинтересованности в созидании отечественного промышленного потенциала. "Из лексикона российских чиновников, - с горечью констатирует он, - выпало понятие "промышленная политика". Я помню, когда в 2003 г. была организована встреча представителей обрабатывающих отраслей с президентом, то сначала была провозглашена основная тема: "Нужна ли России промышленная политика?" Но накануне встречи это все было выхолощено. Большой государственный аппарат почему-то решил, что "промышленная политика" - нехорошее словосочетание для президента".
Для полноты картины заметим, что решение об отмене продажи 74% акций "Силовых машин" корпорации Siemens вполне может быть продиктовано интересами других крупных приобретателей. В частности, о своем намерении заполучить "Силовые машины" недавно заявил небезызвестный глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс. Еще одним претендентом аналитики называют олигарха от металлургии Олега Дерипаску. Существуют некоторые сомнения и по поводу добровольности намерения руководителя "Интерроса" А.Потанина расстаться с таким крупным и привлекательным с точки зрения многих концерном, каковым являются "Силовые машины".
Вполне вероятно, что проблема с продажей энергоконцерна заключена вовсе не противоречии прав отечественных и иностранных компаний на стратегические объекты России, а лежит в плоскости банального передела собственности между "акулами бизнеса". Одни олигархи выходят из фавора Кремля и Правительства, другие набирают силу и вес, подгребая под себя наиболее интересные объекты. Россия же и ее хозяйство по-прежнему остаются во власти распада и хищничества бюрократов и разного рода сомнительных личностей. История разрушения страны и ее промышленного потенциала продолжается.
Андрей Рогозянский, специально для Русской линии