- Александр Николаевич, как родилась идея Георгиевских чтений, с чего, когда и во что вылилась сейчас? Я слышал, что существует идея сделать Георгиевские чтения своеобразным отчетом властей перед нижегородской общественностью о годовой работе, сделать чтения не только краеведческими, но и выносить на рассмотрение специалистов актуальные проблемы современной политической и экономической жизни города?
- Чтения памяти Святого Благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича проходят каждый год 17 февраля вот уже семь лет. Традиция была заложена еще до революции. В 1990-е гг. возрождение пошло с исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, по-моему, инициатива шла от профессора В.П.Макарихина. Я пытался узнать, от кого точно, но концов не нашел - народное волеизъявление, можно сказать. А то, что сейчас начинание вышло на такой представительный уровень и подхвачено властями - конечно, это можно только приветствовать. Правда, в этот раз из-за большой помпезности дело было немножко переформализовано. Жаль, что посетители не успели посмотреть выставку - ее закрыли до перерыва, не все даже знали, что она там была. А организована она была нижегородским художественным музеем, областной библиотекой, музеем епархии и историко-краеведческим музеем. Там были очень интересные экспонаты, в частности, шапочка с мощей Георгия Всеволодовича, которую в XIX в. владимирцы подарили нижегородцам. Там были книги о Георгии Всеволодовиче из областной библиотеки, были документы из областного архива. Выставка называлась "От Георгия Всеволодовича до наших дней", потому органично, что завершалась она пятью-шестью картинами из Художественного музея с видами Нижнего Новгорода.
- А чем еще интересны Георгиевские чтения? Кто принимал участие в их организации?
- Общество краеведов, исторический факультет, городская администрация. Повторов не было, хотя тематика из года в год достаточно серьезно разрабатывалась. Ну, вот допустим, вчера прозвучал доклад по музыке к гимну Георгию Всеволодовичу, касающийся интересного вопроса об авторских прав музыки.
Если по самой эпохе Георгия Всеволодовича вроде бы все уже исследовано, то XIX в. - век наиболее массового почитания Георгия Всеволодовича, таит еще массу неизведанного. Так, совсем недавно, оказалось что в России существовало семь храмов в честь Великого Князя. Есть и другие интересные вопросы: какие мероприятия проводились в честь святого, когда появились какие иконы? Недавно выяснилось, что в 1850-х гг. при архиепископе Иеремии в Н.Новгороде планировалось построить церковь в честь него, но, увы, строительство расстроилось, и мне было очень интересно проанализировать, какие тому были объективные и субъективные причины.
- А то почитание, о котором Вы говорите, оно было именно в Н.Новгороде, или не только?
- Прежде всего, конечно, два города - Владимир и Нижний Новгород. Но почитание имело место и в других городах, основанных Великим Князем, например, в Юрьевце Поволжском.
Владимир - это родина Князя, там его мощи. А в городе, где находятся мощи святого, обычно почитание больше, поскольку туда съезжаются богомольцы, там устраивают розыскания в архивах, издают книги о житии святого. Но, Нижний Новгород, тем не менее, в XIX веке превосходил Владимир. У нас было два Георгиевских братства. Всегда проводились торжественные мероприятия: 4(17) февраля, посвященные дню памяти, и с еще большей торжественностью проводились службы в день кончины - 4(17) марта. Дело в том, что в свое время произошла путаница с датой его мученической кончины, но отмечали, тем не менее, обе даты. Причем, до революции почитание всегда проходило на таком же уровне как нынешние чтения - всегда присутствовали мэр, архиерей. После возобновления традиции прошлые Георгиевские чтения впервые прошли с присутствием архиерея, а на нынешние уже пришел и мэр, который давно здесь не был, пришел также Полномочный представитель Президента в Поволжском Федеральном округе - то есть чтения стали еще на один уровень выше.
Но дело даже не только в том, что духовные и светские власти пришли и сели в президиум, а в том, что планы, которые они взялись претворять в жизнь - это установка памятника и это строительство храма в честь Благоверного Князя.
Несколько вариантов есть. Один из них - восстановить придел, пристроенный к древнейшему нижегородскому собору Михаила-Архангела, находящемуся на территории Нижегородского Кремля. Но вопрос в том, что придел этот вовсе не зря в прошлом веке разобрали. Он был более поздней постройки, а когда научное восстановление исторического памятника идет, то главная задача в том, что бы вернуть ему первоначальный вид. Так, например, к Дмитровскому собору во Владимире в свое время было сделано столько пристроек, что уже от самого первоначального храма ничего не оставалось. Александр II приказал убрать все пристройки и сохранить лишь первоначальный храм. С Михаило-Архангельским собором та же история - убрали пристройку более позднюю, искажающую исконный вид, да и с точки зрения архитектуры пристройка была неудачной.
Пристроить ее сейчас - вопрос спорный. Где-то поставить часовню? Наверное это и есть самое правильное и простое решение. Например, возле областной администрации, где был Спасо-Преображенский собор - там же и один из вариантов поставить памятник Георгию Всеволодовичу. А может быть, говорят, представители власти, имеет смысл и новый храм построить. Но он должен быть в историческом центре, там где город основывался, а центр весь занят. На местах других храмов, разрушенных, строить тоже вроде бы не хорошо. Проблемы есть и большие. Но, по крайней мере, нынешние чтения вдохновляют. Через год увидим, что это - слова или на самом деле будет что-то сделано. Но я думаю, что памятник все-таки будет.
- Поясните, пожалуйста, откуда пошли разночтения в датах, и какая из них - истинная?
- В Степенной книге днем смерти Георгия Всеволодовича указана дата 17 февраля (по новому стилю). Но в более поздних исследованиях выяснилось, что правильная дата все-таки 17 марта (по новому стилю), этому есть множество доказательств. Но, когда составлялось первое житие Георгия Всеволодовича, взяли дату из Степенной книги, поэтому 17 февраля и стал в календаре днем памяти Георгия Всеволодовича.
- То есть истинная дата гибели - 17 марта?
- Да, и с этим уже никто не спорит. Даже Церковь не спорит и, причем, уже с XIX века не спорит, поскольку мы видим, что уже тогда 17(4) февраля отмечалось как день памяти, и 17(4) марта, с особой торжественностью, как день гибели Князя.
Но есть и еще одна дата - перенесения мощей. Это начало января. У многих святых именно эта дата является главной, в том числе, например, у Серафима Саровского. Есть еще день рождения Георгия Всеволодовича в декабре.
- Но празднование 17 февраля пока никто не собирается отменять?
- Ни "пока", ни, я думаю, никогда. И чтения тоже никто переносить не будет, они традиционно собираются 17 февраля, в день памяти святого благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича по церковному календарю.
Записал Сергей Чесноков