И на сей раз понтифик дружески приветствовал посетителей: "Шалом алейхем". Обе стороны, согласно сообщениям, остались удовлетворены встречей. "Впервые в истории, - говорит раввин Джек Бемпорад, - иудейские лидеры со всего мира прибыли в Ватикан, чтобы всем сообща поблагодарить Иоанна Павла II и Римско-католическую церковь за прилагаемые усилия в деле налаживания понимания и взаимоотношений, полных уважения, между иудеями и католиками".
Политической подоплекой этого события является резкое изменение расклада сил в ближневосточном регионе. После смерти от невыясненной болезни лидера палестинцев Ясира Арафата и переизбрания Дж. Буша Израиль, США и Европа спешат приобрести новые рычаги влияния на конфликт. Высока вероятность того, что Израиль сочтет руки развязанными и развернет кампанию жесточайшего давления на палестинские территории. Тель-Авив не скрывал того факта, что намерен привести к власти Махмуда Аббаса, с которым, по словам израильских политиков, "легче договориться". Однако, после избрания Аббаса на пост главы Палестинской автономии Израиль не только не начал движения навстречу, а выдвинул ряд ультимативных условий. Израильской армии отныне разрешено проводить "любые операции в Секторе Газы", палестинскому же правительству предъявлено требование в 100-дневный срок разгромить движения, продолжающие вооруженную борьбу против евреев. Ультиматум этот считается заведомо невыполнимым, и аналитики предсказывают, что по истечению этого срока Израиль приступит к массированному военно-репрессивному контролю над палестинскими территориями - по существу установит для арабов режим гетто, а существующие структуры палестинского самоуправления вынудит исполнять полицейские и карательные функции.
Все это грозит окончательно похоронить известный план "дорожная карта", на разработку которого ЕС и США были затрачены громадные силы. Европейские страны особенно беспокоит ужесточение еврейской политики и решимость силовыми мерами раз и навсегда "закрыть" палестинский вопрос. Куда больше устраивала бы политика компромисса и "демократический Израиль", который в отличие от "Израиля радикалов" не готов идти на непредсказуемое обострение отношений с исламским миром. Но парадокс в том, что на Тель-Авив невозможно оказать давление, принудив к каким-либо шагам. Это не под силу даже таким влиятельным центрам, как ЕС и США. Наоборот, от мнения мирового еврейства во многом зависит развитие ситуации в глобальном масштабе. Могущественная еврейская диаспора поделена надвое, и отголоски столкновений непримиримых точек зрения на будущее государства Израиль докатываются в том числе и до ведущих столиц - в закулисных интригах и сенсационных разоблачениях, войне СМИ и выступлениях лоббистских групп.
Обращает на себя внимание, что в Ватикане на сей раз собрались представители обоих враждующих лагерей: как религиозных деятелей-либералов, так и воинствующих радикалов, приверженцев т.н. хасидизма ("ревнителей"), добивающихся полного "очищения Иерусалима" от арабов и установления в Израиле религиозного режима правления. Уже в одном только этом невозможно не видеть несомненного успеха организаторов встречи.
Вообще, сторонам, принимающим участие в обсуждении вопросов ближневосточной политики, помимо традиционной межгосударственной дипломатии, непременно приходится прибегать к параллельной работе с религиозной тематикой. Удельный вес религиозного фактора в политике Израиля чрезвычайно высок. Это совсем не та церемониальная роль, какая отводится отношениям с христианскими Церквями во внутриевропейской политике. Из воззрений иудаизма, в котором наличествуют разные течения, так или иначе исходит вся политическая жизнь Израиля; позиции ведущих партий имеют своей основой специфические позиции религиозных групп и конкретных иудейских авторитетов. По этой причине контактам по религиозной линии, таким как прошедшее совещание с Папой Римским, придается не меньшая роль, нежели официальным визитам и переговорам на уровне глав государств и правительств.
В довершение заметим, что по-своему и католицизм, и иудаизм традиционно претендовали на идейное возглавление политико-социальных процессов. Длительное время они применяли имевшиеся в их распоряжении официальные и тайные средства, чтобы расширить влияние. В частности, в католической активности отчетливо различался вектор противодействия еврейскому лобби. С этой целью на европейском политическом пространстве неоднократно основывались прокатолические партии, устраивались подконтрольные финансовые и банковские структуры. В ХХ в. поддержка Ватиканом националистических настроений и нацистских режимов, в т.ч. и Гитлера в Германии и Муссолини в Италии в немалой степени была связана с их непримиримой позицией в отношении евреев и решимостью положить конец скрытому контролю еврейства над Европой. Только в 1960-х годах, на волне общей либерализации католичества, Святым Престолом была признана неудача такой линии: еврейское лобби к этому времени распространилось во все области жизни. Сыграл свою роль и отрицательный общественный резонанс, вызванный фактами массового преследования евреев нацистами в период Второй Мировой войны.
Отказ от соперничества нашел свое символическое выражение в декларации Ватикана Nostra Aetate 1965 г., в котором провозглашалось снятие с евреев ответственности за распятие Иисуса Христа. Иоанн Павел II напомнил раввинам, собравшимся на аудиенцию, об этом, как и о том, что как раз на 2005 год приходится 40-летие декларации. В дипломатических выражениях была выражена надежда на то, что католики и евреи используют эту дату для лучшего понимания и сотрудничества, основанных на "уважении к божественному отблеску в каждом человеке".
В переводе на общедоступный язык последнее должно было означать приблизительно следующее: господ евреев просят не тревожиться, Ватикан отдает себе отчет в существующем положении и своих скромных возможностях. Понтифик лишь выражает надежду на то, что досточтимое собрание выскажется за решение специфических задач еврейства относительно культурными и цивилизованными средствами.
Андрей Славин, специально для Русской линии